Методическая разработка общелагерного мероприятия противопожарной направленности. Игра-вертушка «Огневушка-поскакушка»


Методическая разработка общелагерного
мероприятия противопожарной направленности.
Игра-вертушка «Огневушка-поскакушка»
Разыкова Е.Г., учитель начальных классов
Кузнецова Т.И., педагог-библиотекарь
МАОУ «Криулинская СОШ»
Возраст участников: 6 – 10 лет, учащиеся начальной школы.
Цель: формирование в игровой форме основ пожарной  безопасности школьников. Вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Обучающие задачи:
• закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности;
• формировать усвоение школьниками элементарных знаний, связанных с возможной угрозой пожара.
Развивающие задачи:
• активизировать словарь у детей по теме «Пожар. Пожарная безопасность»;
• развивать умение реально оценивать возможную опасность, применять теорию на практике.Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство осторожности и самосохранения;• воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.Оборудование: костюмы огневушки-поскакушки и героев сказки «Кошкин дом», маршрутные листы, разрезанные картинки огнетушителя, пожарного крана с рукавом, пожарной машины, пожарного щита, пожарного гидранта, карточки с надписями, мешочки с песком, обруч, телефонный аппарат.Организационный момент и введение в тему мероприятия.
Огневушка-поскакушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто я? Да, верно – я Огневушка-поскакушка. А знаете, почему меня так зовут? Издавна, я собираю людей у огня. Люди с помощью огня готовят еду, греются. Со мной живется веселее и дружнее. Ребята, в умелых руках огонь – это наш друг. Почему огонь – друг? А когда огонь становится врагом? И сегодня я хочу проверить ваши знания в различных ситуациях связанных с огнем. Раздам маршрутные листы, с помощью которых, вы будете проходить этапы и выполнять задания. За каждый этап вам будут выставлять баллы от 1 до 5. По сумме баллов мы выявим лучший отряд знатоков пожарной безопасности. Мои помощники, которые будут стоять на этапах – это герои сказки «Кошкин дом».
Основной этап.
Этап – «Угадай-ка». Привратник Василий. Ребята, здравствуйте, меня зовут привратник Василий. Помогаю Огневушке - поскакушке проверить ваши знания. Предлагаю разгадать мои загадки. Время на этапе 3 мин. Хором дружно отвечайте, но вперед не забегайте.
Днем ли, ночью, утром раноЕсли что – то загорится,То пожарная охранаНа подмогу быстро мчитсяКрепко помните друзья,Что с огнем шутить
НЕЛЬЗЯ!
Всех на свете я сильнее,Всех на свете я смелее,Никого я не боюсь,Никому не покорюсь.
(огонь)
Заклубился дым угарный,Гарью комната полна.Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя?
(противогаз)
Что за лестница такаяИз машины вырастает,Поднимаясь выше дома,Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар,Везу я воду с пеной.Потушим вмиг огонь и жарМы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Победит огонь коварныйТот, кого зовут…
пожарный
Выпал на пол уголек,Деревянный пол зажег.Не смотри, не жди, не стой.А скорей залей…
водой
Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем.И любая из сестричекМожет вспыхнуть, как костер.Не шути с сестричками,Тоненькими …
спичками
Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее,Их огнем не испугать,Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Рыжий зверь в печи сидит,он от злости ест дрова,целый час, а, может два,ты его рукой не тронь,искусает всю ладонь.
(огонь)
2.Этап – «Головоломки». Гости Тети кошки (Коза с козлом, Курица с Петухом, Свинья, выбираются от наличия костюма). Мы вам приготовили головоломки, помогите нам собрать, а то у нас не получается.
Детям раздаются разрезанные картинки огнетушителя, пожарный кран с рукавом, пожарная машина, пожарный щит, пожарный гидрант.
Задание: собрать картинку и найти соответствующее название на карточке.
Этап – «Тушение пожара». Огневушка-поскакушка: давайте проверим, какие вы ловки и умелые потушите очаг пожара. Ваша задача, каждому кинуть мешочек с песком в обруч – очаг пожара, таким способом его потушить.
Этап –  «Знатоки литературных произведений» Тетя кошка: Отгадайте, из каких произведений отрывки, назовите автора:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»              (К.И. Чуковский «Путаница»)
И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском,  щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом. (С.Я. Маршак «Кошкин дом») Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.                   (С. Михалков «Дядя Степа»)
С дымом мешается облако пыли.
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят,
Медные каски рядами блестят        (С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь.
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.     (С.Я. Маршак «Пожар»)
Этап «Тили - бом». Котята
Котенок 1: «Тили - бом. Тили - бом. Почему загорелся кошкин дом?»
Котенок 2: Помните ли вы, из-за чего он загорелся?
Котенок 1: А какие еще причины могут привести к пожару?
Котенок 2:  Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше?
Котенок 1: Почему?
Котенок 2:  А кто не испугался?
Котенок 1:  Почему вы так думаете?
Котенок 2: А можно ли еще чем-то затушить огонь?
Котенок 1: А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар?
Котенок 2:  Правильно. Нужно позвонить по телефону 01, назвать точно адрес пожара и сказать что горит. Мы предлагаем вам потренироваться в вызове пожарной команды на время.
Котенок 1: Итак, ребята, перед вами стоит телефон. Ваша задача добежать до телефона, сообщить домашний адрес, фамилию, что горит, услышав ответ вашего командира: «Вызов принят», вернуться назад, передав эстафету следующему. Эстафета проводится с учетом времени. Давайте вспомним, набирая «01» и при этом быстро и четко, что назвать нужно? (Ответы детей: где и что горит, точный адрес и фамилию).
Заключительный этап.
После прохождения всех этапов отряды собираются в актовом зале, где их ждет Огневушка-Поскакушка. Командиры отрядов отдают маршрутные листы ей для подведения результатов.
Огневушка-поскакушка: ребята, вы все большие молодцы, выполнили все задания на этапах. А пока мы подсчитываем количество баллов с моими помощниками, предлагаю посмотреть мультфильм «Кошкин дом».
Подсчитываются количество баллов. Награждаются грамотами и дипломами и раздаются информационные листовки с правилами пожарной безопасности для отрядных уголков.
Инструкция к использованию материала
Данная методическая разработка может использоваться на пришкольных лагерях с дневным пребыванием, так и в лагерях загородного типа, а также на внеклассных мероприятиях и мероприятиях профилактической направленности. Рекомендуемый возраст участников 6 – 10 лет. Возможны разновозрастные группы.
Героями сценария желательно привлечь учеников старших классов.