Открытое занятие на темуВведение в дополнительную образовательную программу Арлекина

Открытое занятие «Введение в дополнительную образовательную программу «Арлекина»
Автор: Анорьева Сильвия Витальевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Новотимошкинская ООШ»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
Цель: Пробудить интерес к театральному искусству через знакомство с основными направлениями работы по программе « Арлекина» Задачи:  - познакомить с видами театрального искусства; - познакомить с основными направлениями работы по программе « Арлекина» - создать условия для интеллектуального, духовно – нравственного и эмоционального самовыражения личности. Оборудование: - мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация на тему» Добро пожаловать в театр!»;бейджики (по количеству детей);театральная маска;шар; яблоко; шкатулка;3 цветные коробки.
Продолжительность занятия: 20 минут Занятие проводится с детьми 9 – 13 лет.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1.Создание проблемной ситуации.
Дети заходят в класс, педагог дополнительного образования рассаживает детей на стулья полукругом
- Добрый день, ребята. Я приглашаю всех отправиться со мной в путешествие. Готовы? Пойдете со мной?Учитель делает большую паузу и « страшные» глаза. Как же так. Большие дети. Сколько вам лет? Все знают? Ну вот! Разве вам никто не говорил, что с незнакомым человеком нельзя никуда ходить? Как же нам поступить? Идти в путешествие надо, но с незнакомым человеком нельзя. Что надо сделать? ( Дети предлагают свои варианты. Надо познакомиться.)
2.Игра « Знакомство» Я назову каждому из вас свое имя, а вы скажите мне свое. Ваша задача – запомнить меня одну. А моя – запомнить всех вас!
Учитель подходит к каждому ребенку, пожимает руку или просто касается его плеча, чтобы тот почувствовал энергию педагога, каждому называет свое имя и выслушивает, как ребенок себя назовет.
Затем учитель возвращается к доске и поворачивается вокруг себя 3 раза. Я усложняю задачу – пусть ваши имена перепутаются в моей голове!
Затем учитель снова подходит к каждому, называет его по имени и просит назвать имя учителя. При этом учитель ведет счет: если ребенок говорит правильно имя учителя, то счет 1 : 0, если учитель называет верно имя ребенка, то счет становится 1 : 1.Вот и познакомились. Со счетом победили ребята.
- Отлично! А теперь давайте закрепим наше знакомство! Сейчас я раздам вам бейджики, небольшие листочки и ручки! Напишите, пожалуйста, на листочках свои имена, вставьте листочки в бейджики и прикрепите так, чтобы их было видно! Я сделаю также!  Итак, ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие! Сейчас я раздам вам пригласительные билеты, и мы отправимся с вами в сказочную страну «Театр», и каждый из вас сейчас станет начинающим актером! (педагог раздает пригласительные билеты) (1 слайд) Вы готовы, ребята?! Тогда в путь – дорогу! (2 слайд) (Педагог одевает маску) 2. Основная часть. - Ребята, мы прибыли с вами на первую станцию! И наша первая станция называется «Добро пожаловать в театр!» (3 слайд) Скажите мне, ребята, а вы знаете, что такое театр? (Дети отвечают на вопрос). Правильный ответ: Театр – это один из видов искусства. На сцене перед зрителями актеры разыгрывают различные произведения. А знаете ли вы, какие бывают театры? (Дети отвечают) (4 слайд) Правильный ответ: Ребята, театры бывают разные: драматические, музыкальные, кукольные. Обратите внимание на экран, сейчас мы посмотрим с вами чем же они отличаются. Правильные ответы. Драматический театр - главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным). Музыкальный театр – основа – это музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Кукольный театр – в спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными и плоскими куклами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. - Отлично, ребята, мы с вами познакомились с понятием «театр», с видами театра, а теперь мы отправляемся с вами на следующую станцию под названием: «Культура и техника речи».  (5 слайд)  - Ребята, а что же необходимо актеру для того, чтобы зрителю было интересно? Какими качествами он должен обладать? Что он должен уметь? (Дети отвечают) Правильный ответ: Друзья, актер должен уметь четко, громко, хорошо произносить свой текст! Чтобы со сцены зритель слышал, например, не «омлет», а «привет»! А теперь я предлагаю вам подняться со своих мест, ведь вы сегодня начинающие актеры! У нас есть зритель, которого мы будем радовать!  (6 слайд)Сейчас мы с вами познакомимся с этой замечательной скороговоркой, и попробуем каждую букву в ней оживить! Ведь мы с вами носим гордое звание актеров, волшебников сцены! Итак, внимание на экран! Наша скороговорка: «Белые бараны били в барабаны»! Не торопясь, все вместе, на счет три, произносим эту скороговорку, оживляя каждую букву! Приготовились Раз, два, три!(Дети произносят скороговорку) - Какие вы молодцы! С такими актерами зрителю точно будет интересно смотреть спектакль! Садитесь, ребята! Итак, мы отправляемся с вами на следующую станцию под названием «Театральная игра»! (7 слайд)Ребята, мы с вами поняли, что актер должен четко, хорошо произносить текст, а что же делать, если зрителю все равно не интересно? Каким навыком еще должен владеть актер? (Дети отвечают) Правильный ответ: Ребята, этот навык называется актерское мастерство! Давайте попробуем разобраться, что же такое актерское мастерство! Чем должен обладать актер, чтобы всегда помнить текст? (дети отвечают) Правильный ответ: хорошей памятью! (8 слайд) Отлично! А как называют человека, который замечает всякие мелочи вокруг? (дети отвечают) Внимательный! Значит, актер должен быть внимательным! Хорошо. Скажите, а когда мы вдруг начинаем придумывать что-то новое, фантазировать, что нам в этом помогает? (Дети отвечают) Воображение! Итак, ребята, так вот оно – актерское мастерство! Память, внимание, воображение! А теперь, поднимайтесь, пора стать настоящими актерами! У меня в шкатулке находится актерское мастерство! Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, обычный шар. Я кладу его обратно в шкатулку, и сейчас мы с вами скажем волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс!». Три, четыре Крибли, крабли, БУМС!» Ой, посмотрите, а что у меня теперь в руке? (Дети отвечают). Правильный ответ: яблоко. Вкусное! А что же это еще может быть? Передавайте друг другу, и перечисляйте! Какие вы молодцы! Теперь вы стали почти настоящими актерами! Возвращайтесь на места, я убираю свою волшебную шкатулку, и мы отправляемся на следующую станцию под названием: «Ритмопластика». (9 слайд) Мы с вами уже побывали на таких станциях, как «Культура и техника речи», «Театральная игра», но актер на сцене должен не только четко говорить, быть внимательным, помнить текст, и уметь фантазировать, но и должен уметь владеть своим телом! Актер – это волшебник, который умеет говорить, играть, и танцевать! Сейчас я раздам вам вот такие маски разных цветов!  (Педагог раздает маски) - Поднимайтесь со своих мест, ребята. Посмотрите на экран! (10 слайд)Сейчас вы видите на экране только маски разных цветов, такие же какие у вас, но одним волшебным движением руки на экране появляются задания! Итак, ребята, посмотрите. Те, у кого синие маски – должны показать зрителю дом! Те, у кого желтые маски, покажут нам цветы, а те, у кого маски зеленые, покажут нам одно большое дерево! Ребята, вы можете показывать, как хотите, как вы себе представляете! Я даю вам минутку, время пошло! Сохраняйте ваши маски, они вам еще пригодятся! (Изображение детьми картин) 3. Заключительная часть.Молодцы, ребята! Спасибо вам, садитесь на места! Друзья, давайте вспомним, на каких же станциях мы сегодня с вами побывали? (Дети отвечают) Давайте вспомним, из чего же состоит актерское мастерство? (Дети отвечают). (11 слайд) Ребята, вы сегодня стали ближе к этому загадочному искусству под названием – театр, и я надеюсь, что наше путешествие для вас было увлекательным, но проверить я это могу только одним способом! (Рефлексия.)Перед тем, как выйти из кабинета, положите свои маски в одну из этих коробок! Синие – если вы захотели после нашего занятия стать зрителем, зеленые – если вам не понравилось занятие, а желтые – если вам оно понравилось! Прежде, чем вы уйдете, я бы хотела подарить вам небольшие подарки! Это волшебные палочки! После путешествия в сказочный мир театра, я бы хотела, чтобы волшебство вас окружало всегда, и с помощью этой волшебной палочки вокруг вас все будет превращаться! До новых встреч, ребята! Я была рада с вами познакомиться!

15