Интерактивные методы обучения на основе личностно-ориентированного подхода

Липницкая
Вера Николаевна,
учитель математики 1КК

Интерактивные методы обучения на основе личностно- ориентированного подхода в условиях обновления
содержания образования

Педагогу во все времена принадлежала важная роль в обществе - не только давать необходимые знания подрастающему поколению, но и формировать у детей позитивные качества личности.
Повысить качество обучения и воспитания, укрепить связь теоретических знаний с практической деятельностью - это социальный заказ нашего общества педагогу. Учителю необходимо воспитывать и обучать на уровне, соответствующем требованиям общества, правильно и квалифицированно оценивать свою деятельность, эффективно выбирать методы и приемы обучения, творчески применять их в работе
Образование. Обучение. Воспитание Три основные части педагогического процесса. В настоящее время одним из приоритетных направлений развития школы есть реализация на практике личностно- ориентированного подхода в образовании.
Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Наличие у педагога представлений о сущности, строения и структуре личностно- ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
Достичь высоких результатов в обучении и воспитании можно только через внедрение на уроках новых инновационных технологий.
Инновации выступают средством решения проблем в образовании. В случае внедрения инновационных введений важной проблемой является переход от методики к технологии. «Учебная технология» - выражает путь учебно-познавательной деятельности учащихся. В технологии предвидят результат и путь его достижения учащимися. Именно технологии и интерактивные методы обучения должны способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка.
Современное образование невозможно без внедрения инновационных форм и методов , которые делают весь процесс обучения эффективным , а значит и качественным. Главным вопросом сегодня является овладение учащимися умениями и навыками саморазвития личности, которое в значительной степени решается путем внедрения технологий обучения, поисками ответа на вопросы: «как учить, как создать условия», необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни».
Такое обучение должен осуществлять каждый учитель путем применения соответствующих подходов.
Один из таких подходов – это интерактивное обучение. Учебный процесс осуществляется при условии активного взаимодействия всех учащихся. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия. Позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Процесс обучения – не автоматическое закладывание учебного материла в голову учащегося. Он требует напряженной мыслительной работы ребенка, его активного участия в этом процессе. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения. Отличительной чертой современного образования является ударение на толерантном отношении в учебном процессе к личности учащегося. Новые педагогические технологии , использования которых требует личностно- ориентированный подход. Обеспечивает диалог с классом, стимулирует отношение школьников к работе. Исследование технологий интерактивного обучения - это форма организации познавательной умственной деятельности. Одной из приоритетных целей является создание комфортных условий обучения.
Интерактивная деятельность начинается с обеспечения такой важной для формирования внутреннего «Я» «ситуации успеха», когда каждый ребенок может утверждать: «Я знаю, я могу». Такое заявление – начало работы, учитель создает ситуацию «дефицита знаний», учащиеся понимают. Что багаж знаний надо пополнять. Возникает еще одна ситуация, которая в научной литературе названа «интеллектуальным конфликтом» Она выражается словами «Я этого еще не знаю, мне надо это знать». Учащийся становится в режим поисковой деятельности.
В интерактивном обучении важным является не то, как много дети знают, а как много они узнали. Суть интерактивного обучения в том, чтобы каждый учащийся на уроке был поставлен в ситуацию учения, познания. Использование интерактивных технологий - не самоцель. Это способ создания атмосферы, которая наилучшим способом способствует сотрудничеству, дает возможность реализовать личностно- ориентированное обучение. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение.
Принципы интерактивной работы:
1.Принципы индивидуализации программ, темпа.
2.Принцип взаимодействия всех со всеми.
3. Принцип сведения групп.
4. Принцип самоуправления.
Интерактивные методы обучения:
1. Кооперативная учебная деятельность (работа в парах, сменные тройки, экспертные группы, перекрестные группы, проектная работа)
2. Фронтальная работа – это интерактивные методы, в которых предполагается работа всего класса (микрофон, мозговой штурм, обучая - учусь, дерево решений)
3. Дискуссионное обучение - это публичное обсуждение спорного вопроса (шумовая группа, дискуссия в форме ток-шоу, дебаты)
4. Игровое обучение - это построение учебного процесса путем вовлечения в игру (ролевая группа, игра – путешествие, ролевые игры).
Интерактивная учебная деятельность способствует:
- умению работать в коллективе;
- брать ответственность за свой выбор;
- разделять ответственность;
- анализировать результаты своей деятельности;
- чувствовать себя членом команды.
Интерактивные методы работы способствуют развитию у учащихся независимости, инициативности, самодисциплины, сотрудничества. Они стимулируют к обучению, вызывают желание работать вместе, развивать умение учиться.
Образование многогранное, творческое, осознанное - это наше будущее. И пусть 21 столетие станет веком творчества, педагогической мысли, направленно на личностно-ориентированный подход в условиях обновления содержания образования с применением интерактивных форм и методов обучения. Образование не может быть неизменным ни по содержанию, ни по форме преподавания, оно должно постоянно совершенствоваться, успевать за ходом жизни.
-ђ Заголовок 1-ђ Заголовок 2-ђ Заголовок 3-ђ Заголовок 4-ђ Заголовок 5-ђ Заголовок 6-ђ Заголовок 7-ђ Заголовок 8-ђ Заголовок 915