Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Диалог поколений», посвященного 90 – летию ВЛКСМ республики Адыгея.


ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия
«Диалог поколений», посвященного 90 – летию ВЛКСМ республики Адыгея.
Разработку подготовила
Преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ РА «МПТ»
Пашкова Анна Руслановна
Республика Адыгея
г.Майкоп
2014г.
Звучит марш « Комсомольцы – добровольцы!»
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на открытом мероприятии под названием
« Диалог поколений», посвященном 90 – летию комсомола Адыгеи. Современные школьники и студенты не вступали в ряды комсомола, но многие знают о его существовании из книг и рассказов старшего поколения.
Актуальность темы:
Не случайно, что сегодня на государственном уровне происходит переоценка извечных ценностей:
лучшее из истории страны занимает свое достойное место в летописи современной России.
Здесь на первом месте стоит патриотизм, сплочение во благо сильной державы !
Эти позитивные идеи, объединявшие в свое время молодые поколения сограждан, присущие комсомолу, вполне актуальны и в наши дни. 
Во многих регионах нашей страны сегодня готовятся отметить юбилей ВЛКСМ, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи самой мощной молодежной организаций бывшего СССР. Сегодня мы предоставим слово людям разных поколений, в жизни которых комсомол оставил заметный след. 
В начале нашего мероприятия я бы хотела передать слово Вячеславу Хазретовичу Делок, который в 70 –е г.г. был активистом комсомольского движения. Комсомол воспитал и закалил его. В настоящее время Вячеслав Хазретович является директором нашего техникума, а так же входит в состав народных депутатов Муниципального образования « город Майкоп». В 2008 году В.Х. был награжден памятной медалью « 90 лет ВЛКСМ». Вячеслав Хазретович, скажите пожалуйста несколько напутственных слов молодому поколению.
Готовясь к сегодняшней встрече, мы ставили перед собой три основные задачи:
Вспомнить историю, дела и традиции комсомола.
Поблагодарить тех людей, которые работали и жили этими делами.
Передать уникальный комсомольский опыт нынешней молодежи.
Ведущий:
Презентация: слайд 1 диалог поколений
История комсомола - живой и страстный документ. Перелистывая его страницы, мы ощущаем дыхание эпохи, видим неповторимую связь времен и поколений. Играет патриотическая музыка…
Комсомольские поколения… О них сложено немало песен и стихов, написаны романы, сняты кинофильмы. Каждое из поколений внесло в историю свою неповторимость, свою биографию, свое мужество.
  Слайд 2 В результате победы Великой Октябрьской Социалистической революции Советская власть впервые в истории предоставила широкие возможности юным пролетариям во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни. Декретами Советской власти был установлен 6-час рабочий день для подростков, запрещён труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодёжи за счёт государства. Перед детьми рабочих и трудящихся крестьян были открыты двери средней и высшей школы.
Социалистическое преобразование страны ставило перед партией задачу создания единой молодёжной организации, призванной вовлечь молодое поколение в строительство социализма, воспитывать людей новой, коммунистической эпохи.
В годы гражданской войны Комсомол был активным её участником. Он провёл три всероссийские мобилизации на фронт. В 1918—20 в Красную Армию свыше 75 тыс. своих членов. Всего в борьбе советского народа против интервентов, белогвардейцев и бандитов участвовало до 200 тыс. комсомольцев. Героически сражались с врагами: будущие писатели Николай Островский и Аркадий Гайдар, командир бронепоезда Людмила Макиевская, комиссары Александр Кондратьев и Анатолий Попов и многие другие. Самоотверженно боролись комсомольцы в тылу врага. В Одессе комсомольское подполье насчитывало свыше 300 человек, в Риге — около 200 человек, подпольные комсомольские группы действовали в Екатеринодаре (Краснодар), Симферополе, Ростове-на-Дону, Николаеве, Тбилиси и др. Много комсомольцев пало смертью храбрых в боях за защиту завоеваний Октябрьской революции. В жестоких испытаниях креп и рос комсомол. Несмотря на огромные жертвы, которые он нёс на фронтах, численность его увеличивалась.
Для вас звучит песня « Прощальная комсомольская» в исполнении активиста комсомольской организации 80 – х годов Михаила Гибий.__(благодарность)____________
Слайд 3 В годы ВОВ молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным. Комсомольцы (и не только) встали горой за свою Родину – Союз Советских Социалистических республик. Они знали, что такое Родина. Они знали, как её защитить. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью. Некоторые из нас считают их, чуть ли не сумасшедшими фанатиками, но они – Космодемьянская, Панкратов, Матросов – они были героями. Вечная им слава!1418 дней юноши и девушки нашей Родины вместе со всем советским народом с достоинством и честью выдержали серьёзные испытания в годы Великой Отечественной войны. Комсомольцам, всей советской молодёжи военных лет были присущи лучшие черты: беспредельная преданность Родине, массовый героизм, высокая политическая и трудовая активность. Преданность Родине – одна из самых ярких черт советской молодёжи. Миллионы молодых бойцов не на жизнь, а на смерть сражались с немецко-фашистскими захватчиками на фронте и в тылу врага, шли на самые опасные боевые задания. В советском тылу молодежь проявляла трудовой героизм, который был характерной чертой молодых патриотов.Более 60% Героев Советского Союза – комсомольцы и воспитанники комсомола в возрасте до 30 лет. Такого массового героизма, мужества и отваги не знала история. Вспомним слова маршала Жукова Г.К.: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву войне». И это верно. Молодёжные мобилизации в первые годы Великой Отечественной войны показали патриотизм нашей молодёжи. В первые дни войны военкоматы и райкомы партии, и райкомы комсомола осаждали молодые люди с требованием быстрее направить их на фронт.Такие мобилизации выливались в подлинную демонстрации патриотизма молодёжи и высокой гражданской зрелости.С первых дней войны молодёжь организовала всеобщее воинское обучение на крупных предприятиях. Есть много примеров воинской доблести. Это воздушные тараны, подвиг А.Панкратова и А.Матросова, моряков Одессы и Севастополя, девушек-танкистов, девушек- санитарок, медсестёр. Особое место занимает деятельность партизан и подпольщиков, т.к. именно комсомольцы и молодёжь сыграли в этом направлении огромную роль. Они вели в тылу врага интенсивную агитационно-пропагандистскую работу среди населения временно оккупированных районов. Такая работа обуславливала громадный размах и высокую результативность всенародной войны в тылу немецких войск.На трудовом фронте раскрылся трудовой подвиг молодёжи в тылу. Молодые патриоты откликнулись на призыв времени «Молодёжь – на производство».На фабрики, заводы и стройки пришли учащиеся школ, студенты, выпускники трудовых резервов. На предприятиях и стройках молодёжь составляла от 40 до 80%. На примерах Челябинской области в годы Великой Отечественной войны раскрываются трудовые успехи молодёжи.Подлинным вожаком молодёжи был комсомол. Ленинский комсомол, вся советская молодёжь сыграли огромную роль в достижении победы над врагом.Именно поэтому, данная тема, тема патриотизма, любви к своей Родине, стремление защитить её от врагов – одна из важнейших проблем настоящего времени. Сегодня молодёжи необходима организация, подобная комсомолу, и попытки её возрождения – важное направление в политике государства. юность следующих поколений выпала на героические трудовые годы послевоенного восстановления.
Слайд 4 Кто-то поднимал целину, открывал кладовые нефти в Тюмени, прокладывал Байкало-Амурскую магистраль, строил Магнитку , кто-то воздвигал электростанции в Сибири, покорял высоты научно-технического прогресса и космоса, и все это создано в совершенно невиданные исторические сроки лишь энергией и трудом юности.
Слайд 5 Партия сказала надо…Оценивая нашу историю, мы видим победы, достижения, ошибки, горечи и разочарования. Но мы можем с гордостью сказать: комсомол оправдал надежды страны. Потому что в нашей республике сегодня проходят мероприятия, посвященные – 90 летию образования Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи – ВЛКСМ, комсомола.
Говорят студенты:
Сегодня мы собрались здесь , чтобы совершить небольшую экскурсию в прошлое столетие, примерно 20-80 годы 20 века – время, когда были молодыми ваши бабушки и еще не старыми – прабабушки.
Почти весь 20-ый век был пропитан атмосферой созидания, построения самого справедливого на Земле строя – социализма, а в перспективе – и коммунизма. Взрослые строили заводы и фабрики, прокладывали железные дороги и возводили электростанции, осваивали целинные земли и обживали космос…
Дети же, начиная с первого класса, изучали не только математику, русский язык и другие науки – они проходили через общественные организации: октябрятскую, пионерскую, а позднее – комсомол. В этих организациях они заряжались чувством патриотизма и готовностью «прежде думать о Родине, а потом о себе».
Время было поистине героическое!!!
В диалог вступают остальные девочки :
1-ый ученик. Если бы мы с вами жили в доперестроечное время, то в наши 14 лет мы бы сменили пионерский галстук на комсомольский значок.
2 ученик. Слайд 6 На знамени комсомола – 6 орденов. Каждый из них – свидетель величественного подвига, свершенного во имя Родины. Так, в ознаменование боевых заслуг на фронтах гражданской войны в период 1919-1920 годов комсомол в 1928 году постановлением Президиума ЦИК СССР был награжден орденом Красного Знамени.
1-ый ученик. Слайд 7 21 января 1931 года за проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивающую успешное выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства, ВЛКСМ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
2-ой ученик. Слайд 8 За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе преданности социалистическому Отечеству ВЛКСМ 14 июня 1945 года был награжден орденом Ленина.
1-ый ученик. Огромный труд вложил комсомол в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства. В 1948 году, в свое тридцатилетие, ВЛКСМ был награжден вторым орденом Ленина.
2-ой ученик. Слайд 9 Целина. С другого слова не начнешь рассказ о 5-ом ордене комсомола. В 1954-1955 годах по путевкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая и Сибири выехало свыше 350 тысяч комсомольцев. Их труд был настоящим подвигом. 5 ноября 1956 года за освоение целинных земель ВЛКСМ наградили третьим орденом Ленина.
1-ый ученик. Слайд 10 Наконец, в 1968 году за выдающие заслуги и большой вклад комсомола в становление и укрепление Советской власти, за воспитание подрастающего поколения в духе преданности Ленину ВЛКСМ наградили орденом Октябрьской революции .
Ведущий: «Спасибо за интересную информацию!»
Ведущий: Комсомол и песня – это два неразрывных понятия. Любое комсомольское дело – будь то сбор макулатуры, строительство железнодорожной магистрали, освоение целины, поход на войну – все сопровождалось песней. Сегодня мы постараемся воссоздать хотя бы стихами и песнями дух того времени.
Для вас звучит песня: « Комсомольцы – добровольцы».
Ученик читает стих, посвященный 90 – летию комсомола.
( Благодарность )
Ведущий: А когда же на территории нашей республики возникли первые комсомольские организации?

Слово гостям:
В нашем зале сегодня присутствуют люди, которые не понаслышке знают о комсомоле, они являлись активными участниками этого молодежного движения. Слово предоставляется нашему гостю
Юрию Даутовичу Нехай , 1 секретарю Обкома комсомола.
Благодарность…
Сценка о комсомоле……..
Ведущий:
Каждый член ВЛКСМ обязан был быть активным борцом за претворение в жизнь величественной программы коммунистического строительства, готовить себя к жизни в обществе, утверждающем на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство. Комсомольские органы должны контролировать своевременную уплату комсомольских членских взносов, в каждом отдельном случае выяснять причины несвоевременной уплаты и принимать соответствующие меры.
О комсомольце, в течение трех месяцев не уплатившем без уважительных причин членские взносы, ставится вопрос на обсуждение первичной комсомольской организации.
Слово предоставляется секретарю комсомольской организации СПТУ 44 начала 90- х годов И. Е. Ермолаевой.
( Благодарность)
Наше мероприятие сопровождается замечательной презентацией, которую подготовила комсомолка – активистка 80 - х годов Т.В. Бунакова. Она неоднократно была награждена почетными грамотами ВЛКСМ за активное участие в работе комсомола.
Слово предоставляется члену комсомольской организации 60 – х годов Н.С. Хахалевой.
( Благодарность)
Слово предоставляется члену комсомольской организации 60 – х годов Н.А. Кумбарули.
( Благодарность)
Далее песня!!!
А сейчас свой взгляд на комсомол выразят в стихах современные студенты нашего техникума:
Стих о диалоге поколений читают студенты.
Заключительная речь ведущего:
В комсомоле, конечно, как и в любой политизированной организации, присутствовали свои плюсы и минусы, но минусов было гораздо меньше, чем плюсов. Все-таки он был прекрасной жизненной школой. Человеку давали возможность реализовывать свои идеи, проекты, помогали в этом, по-матерински присматривали, поддерживали. Самым хорошим, наверное, в комсомольской организации было то, что человек рос и совершенствовался постепенно. Была выстроена хорошая система на государственном уровне. Недаром впоследствии, хоть в этом нередко и упрекают бывших комсомольцев, многие стали обеспеченными людьми, заняли руководящие посты. Потому что это были люди, готовые принимать ответственные решения, люди инициативные, которые не пугались происходящих вокруг перемен.На сегодня нишу комсомола – только без политики – как раз и занимает комитет по молодежной политике, который является организующим началом для молодежи, в первую очередь учащейся.
На этом наше мероприятие подошло к концу,
спасибо за внимание, до новых встреч!!!