Открытый урок В гостях у волшебницы музыки


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район
Педагог ДО Булатова З.А.
МБОУ ДОД ЦРТДЮ

Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 12 марта 2014 год
Возраст обучающихся 10 -14 лет
Второй год обучения
"В гостях у волшебницы музыки"
Продолжительность занятия - 40 минут
Цель занятия:
- Развивать звуковысотный слух, чувство ритма.
Задачи:
- Добиваться правильного звукообразования.
- Активизировать смыкание голосовых складок в момент атаки звука, что лежит в основе правильного звукообразования.
- Побудить детей к выразительному эмоциональному, отзывчивому исполнению песен.
Технические задачи: добиться чистоты интонации, чёткой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.
Эмоционально-художественные задачи: добиться светлого, возвышенного, одухотворённого состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.
Методы обучения: Беседа, рассказ, сравнение, метод игры, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, здоровьесберегающая технология-методика по дыхательной гимнастике А. Н. СтрельниковойФорма: групповая
Оборудование:
Хрестоматия музыкального материала, песенный материал, тексты песен «Солнечные зайчики», "Здравствуй Родина моя, милая"фонограммы песен (минус голос) Ноутбук. Фортепиано. Мультимедийное оборудование.
План занятия:
1. Организационный момент
Приветствие
  Положительный настрой на занятие вокалом.
2. Развитие темы.
Сообщение темы, постановка цели.
3. Настройка певческих голосов.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
4.  Распевание.
Пение канонов.
5. Физ.минутка
6. Работа над песнями: «Солнечные зайчики»."Здравствуй Родина моя милая"
7. Итог занятия.
8. Домашнее задание
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас на занятии по вокалу.
1.Психологический настрой.
Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку, заниматься вокальными упражнениями. Для этого мы проведем специальную настройку. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.
- Мы готовы к работе на занятии по вокалу.
-  У нас хорошее настроение.
-  Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни.
Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните, выдохните и приготовьтесь работать на занятии.
2. Работа по теме.
Педагог: Вспомните и расскажите, чем вы занимались на прошлом занятии по вокалу
(Дети отвечают)
Правильно! Мы с вами выполняли вокальные упражнения. Разучивали песню "Здравствуй Родина моя, милая", работали над партией второго голоса в песне "Солнечные зайчики"
Сегодня мы с вами продолжим работу над первой и второй партией в песне "Солнечные зайчики"и "Здравствуй Родина моя, милая"
3. Настройка певческих голосов.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Педагог: Вы знаете, ребята, что перед началом занятия необходимо выполнить дыхательные упражнения. Для чего нужны дыхательные упражнения?
(Дети отвечают)
Правильно! Во время пения большое значение имеет ваше дыхание. Если перед началом пения не взять дыхание, то звук не прозвучит так как надо.
Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
а) Вдох - "громкий", короткий. Активный (просто шумно на весь кабинет шмыгайте носом¸ как бы нюхая запах гари).
б) Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.
Воздух должен сам уходить через рот после каждого вдоха носом. Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный.
В дыхательной гимнастике, короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями.
(Дети выполняют упражнения вместе с педагогом "Погончики", "Насос", "Кошка", "Перекаты".)
А теперь я вам предлагаю ещё одну гимнастику, но только для глаз:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.
На «раз» - широко открыть глаза. На «два» - сильно зажмуриться.(3 раза) Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз)

4.Распевание.
Педагог: А сейчас мы сделаем вокальную разминку.
Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии?
Ребята, распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут и растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Вспомним скороговорки, ведь они раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
Вы ведь хотите, чтобы ваша песня прозвучала хорошо? (Ответы детей)
Тогда вам нужно постараться выполнить упражнения для выработки четкой дикции.
Скажите, ребята, что такое дикция?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно! Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
(Дети поют скороговорки );"Три сороки тараторки", "Тридцать три Егорки", "Веники-помелики" и т.д.А теперь мы с вами прочитаем и проговорим скороговорки в разных интонациях:


Педагог: Ребята! Мы с вами разогрели голосовой и речевой аппарат, а теперь вспомним предыдущий материал. Вы знаете ,что хор состоит из разных голосов и партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре должны друг друга слушать. Дополнять и обогащать друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не должны выделятся. Если все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота.
Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождается благозвучие.
Мы с вами, ребята начали петь на два голоса. И пели с вами специальные упражнения, которые называются каноны.
Что такое канон?
Это музыкальное упражнение, в котором звучит одна и та же мелодия в исполнении 2-х или более групп. Только одна группа вступает раньше другой.
Дети распределяются на две группы и исполняют каноны:
Упражнение"Братец Якоб",
Братец Якоб, братец Якоб!Ты не спишь? Ты не спишь?Слышишь колокольчик? Слышишь колокольчик?Динь-динь-динь! Динь-динь-динь!
Упражнение "Перепелочка".
В процессе повторений дети меняются группами и вступают позже или раньше.
1. Наша перепёлочка старенькая стала.Припев:Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка,Ты ж моя, ты ж моя, сизокрылая.2. А у перепёлки маленькие детки.Припев:Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка,Ты ж моя, ты ж моя, сизокрылая.
5.Физминутка
Педагог: Ну а теперь - Физ.минутка
(Педагог поет песню и показывает движения.) Дети подпевают и вслед выполняют все движения.
Педагог ; «Если нравится тебе» Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками) Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Под фонограмму плюс дети поют и выполняют движения;
1.Эй, Лежебоки, ну ка вставайте! На зарядку выбегайте, хорошенько потянулись, Наконец-то вы проснулись!Начинаем! Все готовы? Отвечаем - Все готовы!Отвечаем, все здоровы?!Отвечаем - все здоровы!Становитесь по порядку, на веселую зарядку.Приготовились, начнем и все вместе подпоём.
ПРИПЕВ: Солнышко лучистое, любит скакать,С облачка на облачко перелетать! Вот так вот!Раз, два, три, четыре, раз, два три, четыреРаз, два, три, четыре, пять.Еще раз! Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре,Раз, два, три, четыре, пять!2.Все разрабатываем руки! Нету места больше скуке!Все разрабатываем плечи чтоб походу было легче!Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге.Все разрабатываем шею, что бы пелось веселее.
3.Так,приготовились,сей момент, очень важный элементНадо пополам согнуться и руками земли коснуться!ну- ка, ноги не сгибать! Раз, два, три, четыре, пять!Молодцы! Все постарались, разогнулись, отдышались.4.С чувством полного удовлетворенья в заключенье упражненья,Встали тихо на носочки, тянем руки что есть мочи!Прям до неба дотянись выдыхаем, руки в низ!поздравляем, все в порядке, молодцы! Конец зарядке!
5.Работа над песнями
Педагог: Отдохнули, а теперь вспомним песенку, которую мы с вами учили на предыдущем уроке. Исполнение песни «Солнечные зайчики» Работа над 1-й и 2-й партией в припеве песни.
Приемы пения:
- «эхо»
- «a capella»
- Запевала и хор
Молодцы ребята, а закончим мы наше занятие песней"Здравствуй Родина моя, милая". Постарайтесь передать в этой песенке, весёлое настроение.
Следите за слаженностью звучания ансамбля, одновременное вступление всех голосов.
6. Итог занятия.
Оценка каждому исполнителю.
7.Анализ урока.
Сегодня на нашем занятии вы хорошо поработали и справились с поставленными задачами.
8.Домашнее задание:
1.Повторить тексты песен и их ритмический рисунок;
2.Стоя перед зеркалом, поискать нужные жесты, мимику к песням; 3.Поработать над дикцией с помощью скороговорок.
Спасибо за внимание на занятиях. До новых встреч!
Используемая литература:
1.Щетинин М. Н.
2.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой (методическое пособие) 3.. Попков Н.Н . Постановка голоса для вокалистов. - М.: 2002. 4.. Федонюк В.Г . Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СПб.: 2003. 5. Ручинская Т.И. Методика преподавания вокала.- СПб ГУКИ, 2001.
Приложение: Презентация к занятию.