Тема педагогического опыта: «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии через современные технологии системно-деятельностного подхода»


Бузулуцкая Ольга Александровна, учитель географии МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Комсомольского района Ивановской области РЕЗЮМЕ:Закончила ШГПУ в 2013 году по специальности учитель биологии и географииВ МБОУ КСОШ № 1 работаю учителем географии с 2013 г. в 5-11 классах, учителем французского языка в 6 и 7 классах,учителем технологии в 5-7 классах (сентябрь, май)Руководитель волонтерского отряда «Вожатый»Классный руководитель 5б класса.Руководитель пришкольного участка Тема педагогического опыта: «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии через современные технологии системно-деятельностного подхода»«Если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу. Дай ему удочку и научи рыбачить».  Если хочешь научить ученика, не давай ему знания в «чистом виде». Научи добывать их самостоятельно. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Универсальные учебные действия «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.»Ключевые слова: «Саморазвитиеи самосовершенствование»
Задачи видов универсальных учебных действийличностных: обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихсяпознавательных: добывание, анализ учебной информации и создание на ее основе собственного оригинального продуктарегулятивные: определение последовательности действий и возможного результатакоммуникативные: обучение навыкам сотрудничества, владению речевыми ресурсами для организации взаимодействия Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями. Системно-деятельностный подход – это подход к обучению, предполагающий развитие личности, владеющей универсальными учебными действиями (метапредметными) – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В чём же сущность системно-деятельностного подхода?Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Цели и задачи моей педагогической деятельности:- создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для повышения качества географического образования и активизации творческого потенциала учащихся через использование современных технологий;- осуществление деятельностного подхода к изучению предмета в рамках государственного стандарта по географии;- формирование у обучающихся широкого комплекса общеучебных компетенций;- использование современных педагогических технологий как средства повышения эффективности урока. Технология опыта«Теория «графов»МоделированиеИнтеллект-картыИспользование кальки и метода копированияИспользование логических опорных конспектов на уроках Работа с наглядным и демонстрационным материаломМетод проектов Теория «графов», как приём развития картографической памяти. Как известно, не у всех учеников хорошая память, да и обыкновенная политическая карта мира зачастую не может служить эффективным инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном расположении государств. Поверхностное изучение карты — проблема для многих учащихся. Кто-то запоминает размещение стран по цвету (за некоторыми государствами закреплены» определенные цвета, например, Китай всегда показывается желтым цветом), кто-то по контуру. Кружками (вершинами «графа») обозначаются страны, а линиями, соединяющими кружки (ребрами «графа»), — наличие общей границы между соответствующими государствами. В теории «графов» вершины, соединенные ребрами, принято называть «соседями первого порядка». Если из одной вершины в другую можно попасть, лишь пройдя через промежуточную вершину, то есть совершив путешествие по двум ребрам, такие вершины называют соседями второго порядка, и так далее. Эффективным является не только выполнение заданий на «опознание» стран по готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками. При выполнении такого задания учащиеся выясняют не только множество подробностей политико-географической карты, но и получают навыки математического моделирования. «Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, но он дает возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить ее. Политическая картаЮж. Америки. Задание. Используя данную карту, в каждую вершину полученного «графа», впишите название соответствующей страны. ПанамаКолумбияВенесуэлаГайанаСуринамГвианаЭквадорПеруБразилияБоливияПарагвайУругвайЧилиАргентина«Граф» Южной Америки. Моделирование позволяет привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Интеллект-картыИнтеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. С помощью интеллект – карт решаются многие задачи:Развитие логического мышленияРазвитие ассоциативного мышленияФормирование критического мышленияРазвитие долговременной памятиПовышение мотивацииРазвитие творческого потенциалаПоддержание дисциплины на урокеРост уровня обученностиУмение самостоятельной работы, обобщения, планирования, проектированияСохранение здоровьяCompany Logo Использование кальки и метода копированияCompany Logo Использование логических опорных конспектов на уроках  Работа с наглядным и демонстрационным материалом Исходя из воззрений Я. А. Каменского, принцип наглядности в обучении можно считать «золотым правилом» дидактики, поскольку около 70% информации учащиеся усваивают через зрительный анализатор. В связи с чем, значение наглядных средств обучения бесспорно. Метод проектов Проектная технология дает возможность реализовать деятельностный поход в обучении географии, решить проблему сокращения часов на изучение географии, формировать у школьников информационную компетентность, предоставляет овладение школьниками методов географического прогнозирования Творческие контрольные задания Даже обычную контрольную работу можно сделать продуктивной, развивающей, т.е. такой, которая помогает получать из имеющихся знания нового качества и действительно активизирует мыслительную деятельность учащихся. Задание 1. “Развитие географии” В данном тексте при компьютерном наборе “выпали” имена ученых и путешественников. Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста. География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый ______________. Выдающимися путешественниками были древние греки ________________ и _______________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии ________________________ со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в.). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция ___________________ отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки. А _______________ в 1492 году решил достичь Индию с другой стороны и поплыл на запад. В этом же году немецкий ученый ____________________ создал первый глобус. Первое кругосветное путешествие совершил __________________ в 1519- 1522г.г. “Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке): Бехайм, Васко да Гама, Геродот, Колумб, Магеллан, Марко Поло, Пифей, Эратосфен. Задание 3. “Топографические знаки” Задание 4. “Географические координаты” Имеется множество научных гипотез о существовании древнейших материков. Об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов поведал миру великий древнегреческий философ Платон. По словам Платона, Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод, в результате грандиозной катастрофы за 90-100 веков до н.э. Где только не искали и не ищут Атлантиду… Попробуйте составить карту-схему где искали Атлантиду, используя координаты предполагаемых мест ее размещения, предполагаемые места подпишите.Географические координаты:78о с.ш.; 15о в.д.51о с.ш.; 2о в.д.65о с.ш.; 15о в.д.46о с.ш.; 37о в.д.38о с.ш.; 51о в.д.37о с.ш.; 15о в.д.32о с.ш.; 65о з.д.38о с.ш.; 25о з.д.2о ю.ш.; 52о з.д.16о ю.ш.; 4о з.д.4о с.ш.; 6о в.д.35о с.ш.; 3о з.д.46о с.ш.; 32о в.д.38о с.ш.; 10о в.д.31ос.ш.;34ов.д. Результативностьпроведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной документации,возросла познавательная активность учащихся,повысилась мотивация изучения географии,стабильно возрастает качество знаний: от65% до 89%,вырос процент хорошистов и отличников: на 12% и 5% соответственно,возросло число обучающихся, выбирающих географию на итоговой аттестации,активизировалась аналитическая деятельность учащихся,активизировался творческий потенциал учащихся и учителя,стабильные результаты на районных олимпиадах по географиивысокие результаты входных, полугодовых и годовых контрольных работ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!