Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов VIII вида Осенние посиделки


Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». На фоне музыки учащиеся читают стихи.
1-й ученик. Осень красит золотом
Рощи и леса.
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
2-й ученик. Алые и желтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пестрый хоровод.
3-й ученик. Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное
Будем вспоминать.
Песня « Осенние размышления»
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправляемся в трудное , но занимательное путешествие по царству осени. Наш маршрут пройдет по станциям: Поэтическая, Пословицыно, Загадкино, Игровая, Экологическая и Театральная. А начнем мы наше путешествие с посещения художественной мастерской осени. Начало осени считают грибной порой. Проверим ваши знания о грибах.
Боровик. Догадайтесь, кто я:
Под старою сосною,
Где склонился пень- старик,
Окружен своей семьею,
Первым найден… (боровик)
Белый гриб-мечта всех грибников. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку грибы растут редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его часто называют царем грибов.
Сыроежки. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай,
Это … (сыроежки).

Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили за то, сто при засоле очень скоро, через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
Лисички. Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносит летом
Золотистые… (лисички).
Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. У этих грибов есть одно очень интересное свойство - они не крошатся и не
мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!
Ведущий. Молодцы, ребята, с заданием справились. Знаете ли вы, ребята, как надо собирать грибы?
Ответы детей.
1. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
2. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
А сейчас мы с вами попробуем собирать грибочки, но сделать вам это будет сложнее, потому что вы собирать грибы будете с закрытыми глазами.
Игра « Сбор грибов» (играют ученики младших классов)
Игра « Отгадай слово» (играют ученики 5-6классов).
Участники игры должны прочитать названия грибов. Для этого надо зачеркнуть одинаковые буквы на листочках и прочитать слово. Выиграет тот, кто быстрее это сделает. ( Боровик, сыроежки, лисички).
Ведущий. Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля – на богато украшенный ковер, дождь – тонкую паутинку.
Песня « Осень как рыжая кошка».
Ведущий. Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу…
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы… шуршит.
Кто б ты ни был, - заходи
Да ребят повесели.
( В зал заглядывает ученик в спортивном костюме. На голове шапочка в виде желудя, в руках – корзина, украшенная осенними листьями).
Ну, смелей! Мы ждем гостей.
С ними праздник веселей!
Шуршик. Меня к вам направила Осень
Просила доставить она загадки, подарки
И скоро надеется быть здесь сама!
Ведущий. Корзинку с подарками видим.
А кто же ты сам-то такой?
Поверь, мы тебя не обидим,
Как звать тебя, дорогой?
Шуршик. Ш-шур-ш-шик.
Ведущий. Шуршик. Какое странное имя!
Впервые слышу…
Шуршик. На самой крепкой ветке дуба
Я в тесном желуде сидел,
Пришла пора, и я оттуда
На кучу листьев полетел.
Я по листве осенней мчался,
И каждый листик мне шуршал.
И старый дуб до слез смеялся
И шуршиком меня назвал.

Вот с этих пор, как только Осень
Приходит в парки и леса,
Меня шуршать листвою просит,
Чтоб слышать листьев голоса.
Ведущий. Вот теперь понятно, почему тебя так зовут. А ты знаешь,
Шуршик, что Осень прислала в этой корзине?
Шуршик. Конечно!
Там загадки не простые,
Там загадки – как живые!
Отгадаете загадку,
Вмиг увидите отгадку!
Ведущий. Что ж, давайте, посмотрим. (Достает из корзины красный кленовый листок с загадкой.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(желудь)
Молодцы, ребята, справились с загадкой! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем. Кто из вас самый ловкий.
Шуршик. Желудь на пол положи.
Себя в пляске покажи!
Кончит музыка играть -
Быстро желудь надо взять.
Игра «Подбери желудь»
(Ведущий достает из корзины желтый листок с заданием: прочитать стихотворение об осени.)
Станция « Поэтическая»
Ведущий. Осень напевает самые различные оттенки настроения. Много
стихов написано об этом времени года. Давайте послушаем одно
из них.
Выходят дети.
1. Бродит в роще листопад
По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
2. Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
3. И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
4. Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Все. Осень, осень, в гости просим.
Под музыку «Времена года» входит осень.
Осень. Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Входит ребенок в костюме месяца – Сентября.
Сентябрь. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
А что вы знаете обо мне, ребята?
Октябрь. Все черней, мрачней лицо природы-
Почернели огороды,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Выходит ребенок в костюме месяца – Ноября.
После черно- беловатым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ведущий. Ребята, а какие вы знаете пословицы или поговорки об осени, о месяцах?
Станция « Пословицыно».
Игра « Найди вторую половинку»
- Сентябрь-хмурень-дни короткие, тучи плотно кроют небо.
- Октябрь – грязник, листобой, хлебник (полны закрома, убраны все поля).
- Ноябрь – листогной.
- Если с дуба в октябре лист с березы и дуба опадает не часто – жди (холодной) суровой зимы.
- Много желудей на дубах – к лютой зиме.
- Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Осень. Молодцы, ребята!
Ведущая. Здравствуй, осень,
Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Все. Что в подарок принесла?
Осень. Принесла я вам муки
Все. Значит, будут пироги!
Осень. Принесла вам гречки.
Все. Каша будет в печке!
Осень. Принесла вам груши.
Все. Мы их впрок насушим!
Осень. А уж яблоки и мед
Все. На варенье и компот.
Осень. Принесла вам меду полную колоду.
Все. Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и меду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам, осень, принесла?
Осень. Дождику вы рады?
Все. Не хотим, не надо.
Осень проходит вокруг детей, немного их обрызгивая.
Ведущий. Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что дождик не помеха.
Игра «Солнышко и дождик».
Осень. Молодцы! Дождя вы не испугались. А загадки отгадывать вы умеете?
Станция «Загадкино»
Осень загадывает загадки.
1.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картофель.)
2. Над землей – трава,
Под землей – алая голова.
(свекла.)
3. Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым ли.
(редиска.)
4. Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(капуста.)
5. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(тыква.)
6. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(огурцы.)
Осень. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
Морковь, картошка и горох,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор -
Затевают длинный и серьезный спор.
Станция « Театральная»
Инсценировка стихотворения «Спор овощей» Н.Семеновой.
Ведущий. Кто из вас, овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Ведущий. Выскочил горошек, ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горшком угощу!
Ведущий. От обиды покраснев,
Свекла проворчала…
Свекла. Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая). Ты уж свекла помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики - плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно). Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Ведущий. Тут надулся помидор
И промолвил строго…
Помидор. Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Все. Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Ведущий. У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К нам придет зеленый…(лук).
Лук. Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны (робко). Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна…
Осень. Спор давно кончать пора!
Ведущий. Спорить бесполезно!
Слышится стук в дверь.
Кто – то, кажется, стучит…
Входит доктор Айболит!
Овощи все хором. Это доктор Айболит!
Айболит. Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Ведущий. Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто нам при болезнях
Будет всех полезней?
Айболит (расхаживая). Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Осень. Ребята, а из каких сказок пришли наши овощи?
(«Чиполлино», «Репка», « Принцесса на горошине», «Мужик и медведь».)
Ведущий. Перед вами выступали овощи, но вы знаете, что Осень нас одаривает и ягодами, и фруктами. Сейчас будем варить борщ и компот. Для борща нужны будут…. А для компота?
Игра. Участвуют по два человека. Из корзины, где лежат овощи и фрукты, дети выбирают то, что нужно им.
Станция «Экологическая».
Ведущий. Предлагаю ответить на вопрос: « Что я могу сделать для охраны природы».
К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов, огородов.
Жалоба 1.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать?
Ответ. Летучие мыши.
Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица я. Окажусь рядом – и многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если дома завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
Ведущий. А сейчас проверим, сможете ли вы узнать друзей по голосу.
Запись «Голоса птиц».
Осень. Как жалко праздник покидать,
Но ждет нас лес осенний.
Шуршик. Мы долго будем вспоминать
Чудесный праздник наш осенний.
Ведущий. Нет – нет! Не надо уходить!
За танцы, игры ваши
Хотим вам песню подарить.

Песня «Лесной олень».
Ведущий. Мы верим, на празднике нашем
Вам некогда было скучать.
Гостям на прощание скажем:
«Мы ждем вас зимою опять!»