Система уроков по произведениям П. П. Бажова 5 класс ФГОС Уроки 65 — 66 Медной горы хозяйка


П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горыУрок 651Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Домашнее задание (по выбору)ВСЕМ:Завершить заполнение таблицы, начатое на уроке. ПО ВЫБОРУ:Подготовить письменные сообщения о главных героях сказа.Групповые задания. Найти в справочной литературе и Интернете иллюстрации художников Палеха и других авторов к сказам Бажова и подготовить электронную презентацию, сопроводив её цитатами из сказов. Самостоятельно прочитать сказ «Каменный цветок» и выполнить задания из раздела практикума «Поразмышляем о прочитанном» (по группам).Индивидуальные задания. Прочитать сказы Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и др. (по выбору учащихся). Нарисовать свои иллюстрации к сказам и подготовиться к их защите или составить устные портреты главных героев сказов.2Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Основное содержание урока. Краткий рассказ о писателе (детство и на­чало литературной деятельности). Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы. Основные виды деятельности учащихся. Актуализация знаний о Бажо­ве и его творчестве из курса начальной школы. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове. Восприятие и выразительное чтение сказа (в том числе . по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощьюсловарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики ис­кусства.Практическая работа. Составление плана сравнительной харак­теристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение цитатной таблицы.Самостоятельная работа. Письменный рассказ о главных героях сказа и их нравственная оценка. Поиск в справочной литературе и Интертете иллюстраций художников Палеха и других авторов к сказам Бажова. Подготовка к презентации и защите собственных иллюстраций. Чтение сказа «Каменный цветок» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устное описание портретов героев сказа.Про ект. Электронная презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях ху­дожников Палеха и других авторов» с цитатными подписями к иллюстрациям.3Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)Актуализация имеющихся знаний о Бажове: Какие книги писателя Бажова вы читали в начальной школе? Каких героев его произведений вы знаете?Рассказ о писателе Бажове с показом галереи портретов писателя, изображений уральских мест, где он жил. Чтение фрагментов из автобиографической книги писателя «Зелёная кобылка».Выразительное чтение статьи учебника о Бажове и обобщающая беседа:Как называется главная книга произведений писателя Бажова?Где родился и учился будущий писатель? Ответы на вопросы 1—2 из раздела «Проверьте себя». Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие сказ. Подумайте, какие черты этого жанра встретятся вам при чтении сказа.4Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Реальность и фантастика в сказеЛексические и историко-культурные комментарии: парун, робили, лазоревка, королёк с витком, протча, изробленный, завсе, коса ссизачёрная, светеют, артуть-девка, мудровать, наигрыш вести, слюда, незнатко, обманка, забедно, душной, выполнять уроки, спусковой барабан, вечор, время было — крепость, галиться, каелка, вдруг звосияло, не отпорна, лазоревые, желтяки да серяки, обзариться, штольня, обальчик, Сам-Петербурх, здоровьем хезнул.Распределение этих слов по трём группам:Какие слова и выражения из этого перечня употребляются только на Урале? Есть ли у них соответствия в литературном языке? Уральские диалектные слова и словоформыСлова, связанные с трудом уральских рабочихСлова, называющие историко- культурные реалии5Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Чтение фрагмента сказа с начала до слов «...любит над человеком мудровать».Чтение по ролям разговора Степана с Хозяйкой Медной горы со слов «Только подумал так-то...» до слов «Может, и надумаешь?».Пересказ эпизодов «Разговор Степана с приказчиком» и «Наказание Степана».Чтение по ролям эпизода «Приданое Хозяйки Медной горы» со слов «Ну, женишок, пойдем смотреть моё приданое...» до слов «...Степан и спрятал её за пазуху».Пересказ эпизода «Степан находит малахитовую глыбу и малахитовые столбы».Выразительное чтение финала сказа со слов «Степан тоже счастья в жизни не поимел...» до конца.6Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Обобщающая беседа:Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Как вёл себя Степан с приказчиком и барином? Почему погибает Степан?7Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горыСоставление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение таблицы (работу нужно закончить дома):{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Черты героевСтепан ПетровичМедной горы ХозяйкаКакова внешность героев?Как в поведении героев проявились черты их характера?Что в героях реального и что волшебного?Кто из героев свободен, а кто находится «в крепости»?В чём проявилась смелость, честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана? В чём проявилась прямота и щедрость Хозяйки Медной горы?8Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. 9Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»: СКАЗ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫУрок 6610Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Домашнее заданиеВСЕМ:Прочитать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». ПО ВЫБОРУ:Составить письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова.Групповые задания. Подготовить инсценировки эпизодов сказки «Тёплый хлеб» «Разговор Фильки с бабушкой» (со слов «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз...» до слов «...убранная, как невеста, розовыми венцами») и «Разговор Фильки с Панкратом» (со слов «Филька запахнул тулупчик...» до слов «...и старики натянут рукавицы и возьмутся за ломы»).Индивидуальные задания. Подготовить пересказ небольших фрагментов статьи Паустовского «Коротко о себе» и найти в Интернете изображения для галереи портретов писателя.11Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Основное содержание урока. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. Своеобразие языка, интонации сказа. Иллюстраторы сказов Бажова. Основные веды деятельности учащихся. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сказ, сказка. Сопоставление этих понятий в таблице. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики ис­кусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказу. Защита проекта «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов».Практическая работа. Исследование языка сказа (лексика, синтак­сис, историко-культурные реалии).Самостоятельная работа. Письменное описание одной из иллю­страций к сказам Бажова. Чтение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и подготовка к инсценированию эпизодов сказки.12Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказкаСказкаСказЭпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключенияхЖанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклораВ сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливостиВ сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положитель­ные, так и отрицательные чертыСказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантовПовествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданийВ сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)В сказе нет такого жёсткого композиционного канонаМесто действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...»Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названияФинал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает злоФинал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует13Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Своеобразие языка, интонации сказаДля выявления своеобразия языка сказа обратимся к таблице, которую вы начали заполнять после словарной работы предыдущего урока.Исследовательские задания 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» выполняются по группам.14Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Иллюстраторы сказов БажоваПоказ и защита рисунков к сказам Бажова, выполнение задания из раздела «Литература и изобразительное искусство», показ и защита презентации «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов».15Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р.