Урок по литературе на тему Система образов в сказе П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы» (5 класс)

Тема: Система образов в сказе П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Цели:
Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
Продолжать обучение устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
Развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в группах; объективно оценивать работу во время самопроверки.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности средствами ИКТ;
Формировать самооценку, позитивное отношение к окружающей действительности;
Расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас.
Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.
Способствовать воспитанию чувства доброты, любви к родной природе; эстетическому развитию учащихся; повышению интереса к учебе.
Наглядность:

Презентация к уроку
К уроку подготовлена выставка сказов Павла Бажова, а также книг о его творчестве и жизни.
У каждого на столах лежат разноцветные кружочки бумаги. Из них в процессе урока составляется символическое ожерелье душевных достоинств героев сказа.
Рисунки детей
Эпиграф к уроку «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов
Конверты с заданиями для групп, листы для «ожерелья».
Структура урока:
1. Вступление
Беседа с классом.
Сегодня у нас необычный урок, у нас гости.
На доске написана тема нашего урока (Слова вразброс)
Какая группа первая сформулирует тему урока:
Система образов в сказе Бажова «Медной горы хозяйка»
Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)
Цель нашего урока (Ребята говорят: Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.)
Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.
У вас в конвертах лежат несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас на листе должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов. Как вы его понимаете? (Дети отвечают) (7 минут)

2 Основная часть урока:(26 минут)
Каждая группа вытягивает конверт со своим героем (вопросы, кружочки, памятка)
Обратите внимание, в ваших конвертах есть оценочные листы, в которых вы оцените себя и своих товарищей.
1. Характеристика Степана.
Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)
Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)
Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)
Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)
Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)
В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках главные черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность, верность, преданность, нестяжание, смелость, мужественность, ответственность)
2.Характеристика Настеньки
Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте.
О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Учащимся нужно написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.
Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота.
Ребята демонстрируют изготовленных дома куколок. Все ребята оценивают их.
3. Характеристика Хозяйки Медной горы
Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.
Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)
Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)

Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)

В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко. ) (10 минут)

Перед тем как начать описывать образы проведем физминутку. (1-1,5 минуты)

Учащийся от каждой группы раскрывает образ своего героя.
В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа. (5 минут на каждый образ – 15 мин)

3. Рефлексия (6 минут)

Какими бы качествами хотели обладать вы?
И теперь ребята, скажите, в чем смысл эпиграфа, который написан на доске. Как вы понимаете смысл высказывания П. П. Бажова? (Ребята говорят, что некоторые сказы заставляют задуматься о чем-то и переосмыслить свою жизнь, другие демонстрируют нравственные ценности жизни, а третьи ведут нас к свету и добру, заставляя становиться лучше.)
Ребята, давайте подведем общий итог нашего урока (слайд 6)
4. Домашнее задание: 1 мин.

Написать мини-сочинение (рассуждение) на выбранную тему: «Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова», «Образ природы Урала в сказе», «Образ Степана в сказе Бажова «Медной горы хозяйка»». (По выбору)


Приложение
Конверт 1 – Хозяйка Медной Горы
1. Как автор описывает Хозяйку Медной горы?
2. Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам?
3. Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью?
4. Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном?
5. В чем сила Хозяйки?
6. Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?
7. За что ее можно пожалеть?
8. Какие лучшие качества души Хозяйки вы можете выделить?

Конверт 2 – Степан
1. Что мы узнаем о главном герое сказа Степане?
2. Как относился Степан к своей работе?
3. Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал?
4. Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? Какие качества Степана вы увидели?
5. Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним?
6. Какие лучшие качества души Степана вы можете выделить?

Конверт 3 – Настенька
Невеста Степана – Настя. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.
План ответа:
Предположить где родилась?
Внешний вид. Как вы ее себе представляете.
3. Кто могли быть ее родители?
4. Ее любимое занятие.
5. Какие качества души вы можете выделить?




Памятка:

Справедливость, благородство, милосердие, жалость, решительность, смелость, верность своему слову, трудолюбие, честность, ответственность, верность, преданность, смелость, мужественность, забота.

15