Конспект урока по литературе на тему Образ хозяйки Медной горы


Тема: Образ Хозяйки Медной Горы
Цель:
раскрыть образ главной героини сказа – хозяйки Медной горы.
Задачи:
продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;
развивать навыки работы с текстом;
развивать образное восприятие, творческое мышление;
воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
               
Оборудование: учебники, мультимедийная техника.
Формирование УУД:
познавательные (находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя);
регулятивные (определять и формулировать цель деятельности на уроке);
коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме: слушать и понимать речь других);
личностные (эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции).
Ход урока:
Оргмомент
Приветствие учеников, пожелание хорошего настроения.
Актуализация знаний (вспоминаем определение сказки и сказа). (Слайд 1)
Формулировка темы и цели учениками. На предыдущем уроке мы с вами говорили о Степане, об условиях труда рабочих, отмечали особенности речи рассказчика. Как вы думаете, а о чем мы поговорим сегодня? Без чьего образа невозможно до конца понять содержание сказа? (о Хозяйке Медной горы) (Слайды 2,3)
Беседа с учащимися, просмотр презентации.
1.Откуда же появился образ Хозяйки медной горы? (Слайды 4,5,6)
2. Найдите в тексте описание Хозяйки. (Слайды 7,8)
3. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго - Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному и мужественному).

4. Найдите в тексте момент, как принимает Хозяйка Степана у себя в гостях? (Накормила, приняла радушно. Относится к нему тепло, по-доброму). (Слайд 9 ).
5. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей понравилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную девушку) (Слайды 10, 11).
Релаксминутка.
Слушаем песню в исполнении Андрея Береснева и пытаемся представить себя в гостях у Хозяйки Медной Горы.
6. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы на глазах. Почему? (Хозяйка не просто не просто дух подземных богатств, она наделена чувствами. Она обладает душой, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно).
7. Почему она силой не оставляет у себя Степана? ( Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан – земной человек, Хозяйка – волшебница).
8. Учитель читает наизусть стихотворение Татьяны Сарышевой Хозяйка Медной горыРаспахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья,А ей — по зеленой траве малахита Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.Что с каменной станется! Душно и мелкоРевнивое чувство. Теперь оно глуше. Припала к стволу ошалевшая белка, Трусливые зайцы расправили уши.Хозяйка идет. И не в том ее сила, Что стоит ей только кивнуть головою —И дерево вдруг упадет вековое, А в том, что Степана домой отпустила.Распахнуты скалы, дорога открыта,Простят ему выдумку, бегство, исканья,А ей — по зеленой траве малахитаБродить, улыбаясь: она ведь из камня.Она ведь из камня.
9. Можно ли согласиться, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?
10. Так кто же она, Медной горы Хозяйка? ( Слайды 12, 13).
(Четыре характеристики ученики записывают в тетрадь).
Составление и чтение синквейнов по теме урока.
Слово учителя: Я благодарю вас за работу, вы были активны, работоспособны. Я желаю вам продолжить знакомство со сказами Павла Петровича Бажова. И уверена, что это знакомство будет приятным.

Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».