ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Абдыракманова Ч.О.
МБОУ НШ № 24
Нижневартовск, Россия
STUDY OF COMMUNICATIVE SKILLS OF YOUNG PRESCHOOLERS
USED DURING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Abdurakhmanova H. O.
Nizhnevartovsk, RussiaВ последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между участниками по общению [5].Он содержит передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга партнер совместной деятельности  [6].
В толковом словаре С.И. Ожегова русского языка общение связывается со словами «общность», «община». Эта интерпретация понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения устанавливаются  и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует уточнить соотношение таких ключевых понятий как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть понятия «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Также понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях.
Основы формирования коммуникативных умений младших школьников рассматриваются в трудах И.М.Михайловой,  А.А. Вахрушева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Ю.М. Жуковым и др.
И.М. Михайлова понимает под коммуникацией умения общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющихся разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [7].
Коммуникативные умения -  это умения понимать точку зрения другого, объяснять свою позицию, извлекать информацию, данную в неявном  виде, слушать и понимать [2].
Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений: группа информационно-коммуникативных умений, группа регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений [1].
Р. С. Немов определяет общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие.Так же он включает в коммуникативные умения следующее:
1) умение успешно взаимодействовать с другими людьми;
2) умение убеждать других;
3) умение оказывать влияние на других людей [8].
Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «...одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи - способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[4].
А.А. Вахрушев выделяет следующие виды коммуникативных умений:
1) межличностная коммуникация- передача рациональной и эмоциональной информации.
2) межличностное взаимодействие - способность  к установлению обратной связи.
3) межличностное восприятие - умения воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них[3].
Таким образом, учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовать совместную деятельность с разными людьми.
Для исследования коммуникативного умения младших школьников,  нами была выбрана методика, направленная на  выявление   сформированностидействий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика«Кто прав?» Цукерман Г.А.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№25»  г. Нижневартовска.
Целевая аудитория - учащиеся 3 «Б» класса.
Количество участников 21  человек.
Методика «Кто прав?» Цукерманом предлагает ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы:
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
учет разных мнений и умение обосновать собственное,
учет разных потребностей и интересов.
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, не адекватно оценивает ситуацию общения; не может  подобрать адекватные средства выражения своих мыслей; он не может дать развернутую оценку, своих рассуждений; затрудняется с подбором синонимов, затрудняется с подбором антонимов, он не может заменить вербальные средства на не вербальные; не умеет аргументировать, убеждать и уступать; редко сохраняет доброжелательное отношение друг  к другу в ситуации конфликта интересов, не осуществляют взаимоконтроль по ходу выполнения задания; отсутствует  рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; не способны строить понятные для партнера высказывания).
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы (например, он дает частично  развернутый ответ на предложенный вопрос; затрудняется с подбором синонимов и антонимов; частично владеет вербальными средствами общения,  понимает ситуацию, но не может обосновать ее; не умеет обосновывать собственное высказывание, не всегда способны договариваться; не всегда может аргументировать, убеждать или уступать; сохраняет доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интереса, иногда осуществляет самоконтроль, но осуществляет взаимопомощь по ходу выполнения задания; отсутствует рефлексия своих действий, действует ситуативно; способен строить понятные для партнера высказывания, но не всегда с помощью вопросов получают необходимые сведения от партнера по деятельности ).
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение (например, может правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; владеет определенными вербальными средствами общения - умением выразительно говорить, правильно интонировать свою речь, выражать в словах свои мысли и чувства; преобладает эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется  на партнера по общению; умеет  слушать собеседника; умеет  аргументировать  свое предложение и доказывать свою точку зрения; присутствует рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, при этом ребенок способен строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера  по деятельности).
Результаты исследования по данной методике представлены в гистограмме (рис.1)
 
 
Рис.1 Исходный уровень сформированности коммуникативных умений учащихся третьего класса на констатирующем этапе эксперимента (%)
 
На основании данных получен следующий результат:
В результате проведенного исследования по методике «Кто прав?» Г.А. Цукермана были получены следующие данные 23,8% (5 чел.) детей демонстрируют понимание относительности оценок и подходов к выбору, Денис Р., Алина М., Максим С., Софья Л., Нина Н. учитывают различие позиций персонажей, и могут высказать и обосновать свое мнение. 47 ,6% (10 чел.) детей  понимают возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по-своемусправедливы или ошибочны Влад Р., Кайгу М., Александр А., Кирилл М., Степан А., Александра И., Тимур Д., Анастасия Г.,  Василина Д., Лилиана П., но не могут обосновать свои ответы. 28,6 % (6 чел.) детей не учитывают возможность разных оснований для оценивания одного и того же предмета или выбора, соответственно исключают возможность разных точек зрения; дети принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной Анастасия К., Виктория С., Ситораи М., Александр Д., Лидия Л., Руслан Н.
Анализ полученных результатов исследования показывает, что больше всего учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативных действий.
Вывод: На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен средний уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.
Данное обследование  учащихся 3 класса  позволило определить основные направления последующей экспериментальной работы, разработать проект комплекса упражнений и дидактических игр по формированию коммуникативных умений, которая позволила бы устранить выявленную проблему.
По нашему мнению, значительная часть уроков русского языка  может проводиться с использованием разнообразных дидактических игр и упражнений, что, несомненно, повысит их (уроков) эффективность Для решения этой задачи мы предлагаем разработать проект комплекса дидактических игр и упражнений. Каждую дидактическую игру и игровое упражнение учащимся предлагается выполнить в простом варианте. Основной организационной формой, в рамках  которой осуществляется работа по формированию коммуникативных действий,  является урок. Игры составлены так, чтобы они опирались на жизненный опыт младших школьников.
Комплекс дидактических игр, направленные на формирование коммуникативных действий  включает в себя четыре блока. Каждый блок включает разные виды словесных и наглядных дидактических игр и упражнений.
В первый  блок «Мы - команда!» вошли дидактические игры и упражнения развивающие - коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов).
Во второй блок «Прислушайся - услышишь!» - коммуникативные действия, направленные на развитие умение активного слушания, восприятия устно и письменно изложенной информации, умение контекстуального анализа слова, словосочетания, предложения, умения интерпретировать воспринятое.
В третий блок «Искусство речи» - коммуникативно-речевые действия (строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи, формулируют собственное мнение и позицию, задавать вопросы).
В четвертый  блок «Говорим, не говоря ни слова» - коммуникативные действия, направления на освоение и совершенствование невербальных средств коммуникации.
Вся экспериментальная работа будет носить поэтапный характер. В начале эксперимента на уроках преимущественно применяются игры или упражнения, способствующие развитию коммуникативно-речевых действий. Далее игры или упражнения, способствующие развитию умения активного слушания, восприятия устно и письменно изложенной информации. Затем игры или упражнения, способствующие освоению и совершенствованию  невербальных средств коммуникации, а в заключение игры, направленные на кооперацию и сотрудничество.
Например, на уроке русского языка, на этапе закрепления можно проводить следующие  игры: «Поход в гости» проводится в паре: один ученик «строит дом» из падежей, а его сосед заселяет этот дом словами, верно склоняя их при этом. «Скажи по-другому». Цель: игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; даёт навыки общения. Ход игры. Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение». Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный - это слова, близкие по значению, «слова-друзья».Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет (льёт)», «Мальчик идёт (шагает)». Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся). Как сказать одним словом: очень большой - громадный, огромный; очень маленький - малюсенький.
Также для работы в парах на этапах закрепления проводилась такая игра, как «Выбери три слова». Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.  2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.  Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
На этапе актуализации знаний, в качестве тренировочной игры была использована игра «Почтальон», которая способствовала расширению словарного запаса, развитию фонематического слуха, профилактике дисграфии. Ход: Почтальон раздавал группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Учащиеся определяли, куда их пригласили. Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова; составить предложения, используя данные слова.
Игра «Он-я». Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу - щу. Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит - я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок. Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет скачет, тратит, выручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.
Игра «Шифровальщики». Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
С целью развития таких коммуникативных действий, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации  проводится игра «Найди своих». Играющим на спину крепятся таблички с именами частей речи (прилагательное, существительное, глагол). Необходимо будет найти свою группу, при этом нельзя было спрашивать прямо: «что написано у меня на спине?».
При проведении исследования нами были раскрыты основные подходы к изучению коммуникативных умений младших школьников, проанализированы полученные в ходе диагностики результаты, а также разработаны комплекс дидактических игр и упражнений. На наш взгляд именно систематическое и целенаправленное применение специально подобранных упражнений и дидактических игр   позволили бы  нам добиться успешных результатов.
Проблема общения младших школьников актуальна. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например, двадцать лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
 
 
 
Список литературы
 
1.     Андреевой Г.М. , Я. Яноушека. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.
2.     Вахрушев А.А. Общеучебные умения младших школьников [Текст] : плюсы и минусы / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Л. В. Болотник
3.     Вахрушев А.А. Общеучебные умения младших школьников [Текст] : плюсы и минусы / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Л. В. Болотник                 
4.     Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Моск. ун-т, 1990. - 104 с.
5.     Лисина М.П. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А.Г.Рузской. - Москва-Воронеж, 2001. - 383с.  
6.     Лисина М.П. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А.Г.Рузской. - Москва-Воронеж, 2001. - 383с. 
7.     Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И. М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
8.     Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.