Формирование общеучебных навыков в процессе развития связной речи на уроках русского языка в 5-8-х классах


Овчинникова И.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 323 г. Москва, первая квалификационная категория.
Формирование общеучебных навыков в процессе развития связной речи на уроках русского языка в 5-8-х классах
“Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.
А.И.Куприн
В настоящее время наиболее широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся предоставляют уроки литературы, русского языка и особенно уроки развития речи, отведенные программами по этим предметам.
Упор на междисциплинарный характер обучения становится приоритетным направлением гуманизации учебно-воспитательного процесса. Необычайно высоким становится интерес школы к интеграции учебных предметов, когда реализуются метапредметные связи и обеспечивается устойчивая мотивация учения. Становится понятным, что формирование коммуникативной компетенции, в том числе обучение устной и письменной речи разных типов, стилей и жанров будет успешнее, если руководствоваться принципом интегрированного использования метапредметных связей.
На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Одной из важнейших задач становится работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс.
828675146685
Перед собой я поставила следующие задачи:
1). Развивать интерес к своему предмету.
2). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
3). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
4). Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
5). Описать свой опыт работы по данной теме.
6).Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме.
В связи с этим я считаю, что развитие речи - это творческий урок. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Небольшой объем словарного запаса объясняется тем, что:
русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни;
тематической разобщенностью материала;
интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации;
происходит развитие различных электронных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в настоящее время необходимо популяризировать роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, что сделает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.
Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже понятного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V – VIII классов учитывает следующие положения:
Взаимосвязь устной и письменной речи;
Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;
Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);
Опора на метапредметные связи.
Я уверена, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать эти уроки насыщенными, чтобы дети смогли раскрыть свои эмоции, заинтересовать ребят процессом работы над словом, научить осознанно относиться к таким видам работ, как сочинение и изложение.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Выборочный диктант:
выписать словарные слова по картине. Например, картина «Опять двойка». Ребята пишут слова: велосипед, паркет, галстук, фартук, косынка, скатерть.
Зрительный диктант:
пишу на карточках или интерактивной доске слова, например: прекрасный, приоткрыть. Потом мы их проговариваем, выделяем орфограммы, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Буквенный диктант:
слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Творческий диктант (лексический диктант):
даю детям определение, а они записывают название одним словом.
Интересным заданием становится для детей распознавание фразеологизмов. Например, нужно заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.
Совать нос – (любопытничать)
Надуть губы – (обидеться)
Выходить из себя – (сердиться)
Зарубить на носу – (запомнить)
Заговаривать зубы – (отвлекать)
Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (обманывать)
Унести ноги – (убежать)
Ломать голову – (думать)
Клевать носом – (дремать)
Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает и так далее.
На мой взгляд, необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на усвоение учащимися ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова. Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их в речи школьников. Например, составить предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы, мандарины, яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род.падеже).
Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.
Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко. Работа по картине дает материал, как для формирования речевых навыков, так и для активации пассивного словаря школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т.к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.
Среди специально отведенных программой по русскому языку часов на развитие речи, которые используются для написания изложений, сочинений и их анализа, должное место следует отвести интегрированным урокам подготовки к сочинению. Эти уроки не только суммируют проделанную ранее работу по обогащению лексики, грамматического строя языка и синтаксиса письменной речи учащихся, но благодаря использованию метапредметных связей создают обучающую среду, воздействие которой на внутренний мир учащихся благоприятно влияет на становление личностных качеств, индивидуальных творческих способностей каждого ученика.
В условиях классно – урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, а также должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).
Учащийся должен уметь вступить в диалог, это является показателем общей культуры личности. Поэтому на уроках необходимо целенаправленно вести работу по обогащению словарного запаса учащихся, не только на уроках русского языка, но и на предметах филологического цикла, необходимо усилить межпредметную связь.
106680063500
Учащиеся, выступая в качестве говорящего (пишущего), обретают способность к общению, к реализации любого высказывания с учетом условий, при которых осуществляется акт говорения (слушания, чтения, письма), статуса адресата, объекта обсуждений. Они учатся осуществлять выбор нужных форм, типа речи, учитывать ее функционально-стилевые разновидности.
Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.
Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная (за несколько дней) языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная подготовка). Ее назначение - предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.
Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д.
Интегрированные уроки развития речи способствуют формированию у школьников умений и навыков свободного изложения мыслей и чувств в устной и письменной форме, обучают их нормам русского литературного языка, приобщают учащихся к другим, помимо искусства слова, видам искусства, воспитывают у ребят уважение к творческому процессу и человеку-творцу.
Литература
Зобнина С.Б.Развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах. Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Сухих Л. В. Развитие речи учащихся на уроках русского языка как один из этапов подготовки к выпускным экзаменам
ЧерноваН. Ю.Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Зудина Т. В. Развитиемонологическойидиалогическойречиучащихсякаксредствоформированиякоммуникативныхкомпетенцийнаурокахрусскогоязыкаи литературы.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/razvitie-rechi-na-urokakh-russkogo-yazyka-0http://rudocs.exdat.com/docs/index-143343.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/501116/http://referatwork.ru/refs/source/ref-4094.html