Презентация для педагогов дошкольников Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии


«Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии» Аникина Мария Григорьевна, Шуткина Любовь Геннадьевна,Васильева Ольга Геннадьевна Песочная терапия - это Один из лучших методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира Актуальность сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и сверстниками)психосоматические заболевания различные формы нарушений поведениясложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод, появление младшего ребенка, потери и т.д.повышенная тревожностьстрахиадаптация в школе и детском садуневрозы Методологическая основа Принцип «терапии песком» был предложен Г.К. Юнгом – швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии.Теоретико-методологическую основу представила его ученица Д. Каллф в 1950-х г.г. разработала терапевтический метод Sandplay для работы с детьми и взрослыми Современные авторы: Н.А. Сакович, Ю.С. Шиманович, Д.Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста через использование метода песочной терапии Цель занятий с песком Психолого -педагогические задачи работы с детьми 1. Усиливать самостоятельность ребенка.2. Развивать тактильную чувствительность, мелкая моторика.3. Более гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции(восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторику. Влияние игр с песком на развитие ребенка Способствует развитию речи (фонетика, лексика, грамматика)Стабилизирует эмоциональное состояниеРазвивает творческий потенциалАктивизирует пространственное воображение, образно-логические мышлениеРазвивает тактильно-кинестетическую чувствительность Условия применения песочной терапии организация предметно-развивающей среды в ДОУ,осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком. Методы и приемы песочной терапии Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) Структура занятия Разминка (или разогревающие игры).Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.2. Непосредственно обучающая часть.Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают. Оборудование и материалы Формы работы с детьми 1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки». 6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки». 7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»). Виды работы в педагогической песочнице Сюжетные игры Игры-забавы Дидактические игры-упражнения Инсценирование Читаем на песке Рисование песком и на песке Конструирование Создание песочных «секретов» Составление узоров на песке Рассказывание сказок Методическая копилка Подбор методической литературы и дидактических пособий и детской художественной литературыСоздание картотеки игр в педагогической песочнице Консультации для родителей «Играем с песком», «История возникновения песочной терапии», «Учим детей игре с песком», «Психологические основы метода песочной терапии» Разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта Подбор и изготовление атрибутов и пособий Фотовыставка: «Малыш, играющий в песок»Фотовыставка продуктов проектной деятельностиОформление стенда «Педагогическая песочница»Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с пескомСамоанализ результатов по организации и проведению работы Результативность У детей:повысился общий эмоциональный фон;снизился уровень тревожности;повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстникамиУ родителей:проявился интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ; повысилась психолого-педагогическая культура;У педагогов: получены дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми раннего возраста в период адаптации.