Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии


Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии
В дошкольном возрасте педагоги сталкиваются со следующими проблемами:
•сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и сверстниками)
•психосоматические заболевания
•различные формы нарушений поведения
•сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод, появление младшего ребенка, потери и т.д.
•повышенная тревожность
•страхи•адаптация в школе и детском саду
•неврозы.
Решение этих проблем в основном ложится на плечи педагогов и то, какими способами они будут решаться, будет отражено в дальнейшем развитии каждого ребенка. Педагоги выбирают свои подходы и методы, мы же считаем, что наиболее действенно в данном возрасте будет работать песочная терапия.
Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это, по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Если рассматривать песочная терапию как метод терапевтического воздействия на ребенка то это:
Один из лучших методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии.
 Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Принцип «терапии песком» был предложен Г.К. Юнгом – швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии. Теоретико-методологическую основу представила его ученица Д. Каллф в 1950-х г.г. разработала терапевтический метод Sandplay для работы с детьми и взрослыми. Современные авторы изучающие феномен песочной терапии это такие ученые как: Н.А. Сакович, Ю.С. Шиманович, Д.Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.
На основе данного метода мы разработали цикл занятий.
Целью занятий стало: повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста через использование метода песочной терапии
Задачи, решаемые нами:
•усиление самостоятельности ребенка.
•развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
•более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции
(восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.
Песочная терапия требует определенные условия для своей реализации:
•организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
•осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
•создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
•включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Но если данный метод применять систематически, все вышеперечисленные условия выполнимы достаточно просто.
Песочная терапия как и всякий подход делится на определенные методы и приемы. А именно: исследовательская, практическая деятельность - включает в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения. Игровая деятельность - это обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации). Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки). И наглядные методы включает в себя: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.
При использовании в нашей работе пескотерапии были получены следующие результаты:
У детей:
•повысился общий эмоциональный фон;
•снизился уровень тревожности;
•повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками
У родителей:
•проявился интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
• повысилась психолого-педагогическая культура.
Работа с песком приносит радость и спокойствие, проверти на себе эффект песочной терапии и вы не разочаруетесь.