Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста



Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, так как письменная речь формируется на основе устной, а её недостатки могут привести к неуспеваемости в школе. Необходимо развивать все стороны устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в речевом обращении ребенка, грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения, а правильное звукопроизношение – это чёткое проговаривание всех фонем языка. Существует определенная последовательность появления звуков:
1-2 года: А, О, Э, П, Б, М;
2-3 (4) года: И, Ы, У, Х, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й;
3-4 (5) года: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;
4-5 (6) лет: Л, Р.
Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления.
Ранний возраст. Лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное.
Для них самое важное – научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлычет, киска, а это пасется на лугу корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
Средний возраст. Развитие речи у детей происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (т.е. сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах, например, покажи, где шишка, а где мышка.
Старший возраст. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии ( «скобланул» - царапнул ). Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, временные и пространственные понятия.
Необходимо напомнить родителям, что нужно весьма осторожно относиться к раннему изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей системе имеет звуки, которые характерны только для него. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьёзной работы по его преодолению.
Таким образом, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Если взрослые устраняются от занятий со своим ребёнком, добиться результата будет крайне сложно. В результате пострадает ваш ребёнок.
Учитель логопед: Вирфель М. В.













О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Рисунок 1 Заголовок 315