Презентация по русскому языку на тему«Различение частиц не, ни на письме».


Сокровища волшебной шкатулки Что такое частица?На какие 2 группы можно разделить частицы? пустьвотлишьбычто за РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦФОРМООБРАЗУЮЩИЕбы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте СМЫСЛОВЫЕвопрос: разве, неужели, ливосклицание: что за, как, ну и, вот такусиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, нууказание: вон, вотвыделение только, лишь,(ограничение): почти, исключительно, лишьсомнение: вряд ли, едва лиуточнение: именно, как разсмягчение требования: - каОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни Различение частиц НЕ, НИ на письме НЕкак отрицаниеНИкак усиление отрицания, отрицание1. При глаголе, причастии, деепричастии. Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный (Не выучил-выучил)1. При остальных частях речи. Если опустить частицу, смысл не изменится. С существительными в родительном падеже . (Не хочу ни молока, ни чая. = Не хочу молока, чая. )Как утверждение2. В вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим значением. (Кто не слышал об этом? - Куда он только не обращался!)2. В предложениях , где нет сказуемого.Ни с места!3. В составном глагольном сказуемом при повторении НЕ…НЕ= утверждение.Не смогу не зайти. 3. В фразеологизмах (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо и т. д. )В сложных предложениях при словах : где, куда, как, когда, что, сколько.4. В придаточном предложении для отрицания. (НЕ)Дежурный отмечал всех, кто не приходил.4. В придаточном предложении для утверждения ( убери НИ – смысл не изменится).Дежурный отмечал всех, кто бы к нему ни приходил. Различай!5. не один (= много); не раз (много раз)5. ни один (= никто); ни разу (= никогда) Притча. Кому благоволит счастье?С давних пор сохранилась передаваемая из поколение в поколение история о том, как Счастье бродило по свету. Рассказывают, что на пути оно каждому встретившемуся человеку дарило исполнение желаний. Щедрость его (н..)знала границ. Но однажды, будучи подслеповатым, Счастье (н..)разглядело оказавшуюся на дороге яму и упало в нее. Люди довольно быстро разобрались в удобстве такого положения и зачастили к яме, спрашивая для себя то, чего хотелось, и Счастье безропотно воздавало им желаемое, до того оно было безотказным. Как-то раз на кромке ямы оказался странный человек, который не стал ничего просить, а поинтересовался: «Слышал я, что здесь находится Счастье, и многие люди стали счастливцами после визита сюда. Ты действительно наделяешь всех тем, что (н..)пожелается»? – Да, – кротко ответил пленник ямы. – Тогда позволь спросить: а тебе-то самому чего хочется?И Счастье ответило: «Мне больше всего хотелось бы выбраться отсюда».– Так давай руку! Вытащив счастье из ямы, человек пошел своей дорогой. А Счастье побежало за ним вдогонку и (н..) оставляло с тех пор (н..) на минуту… Притча. Кому благоволит счастье?С давних пор сохранилась передаваемая из поколение в поколение история о том, как Счастье бродило по свету. Рассказывают, что на пути оно каждому встретившемуся человеку дарило исполнение желаний. Щедрость его не знала границ. Но однажды, будучи подслеповатым, Счастье не разглядело оказавшуюся на дороге яму и упало в нее. Люди довольно быстро разобрались в удобстве такого положения и зачастили к яме, спрашивая для себя то, чего хотелось, и Счастье безропотно воздавало им желаемое, до того оно было безотказным. Как-то раз на кромке ямы оказался странный человек, который не стал ничего просить, а поинтересовался: «Слышал я, что здесь находится Счастье, и многие люди стали счастливцами после визита сюда. Ты действительно наделяешь всех тем, что ни пожелается»? – Да, – кротко ответил пленник ямы. – Тогда позволь спросить: а тебе-то самому чего хочется?И Счастье ответило: «Мне больше всего хотелось бы выбраться отсюда».– Так давай руку! Вытащив счастье из ямы, человек пошел своей дорогой. А Счастье побежало за ним вдогонку и не оставляло с тех пор ни на минуту… Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Правила.1 строка – одно существительное, выражающее главную тему .2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). не за горамини свет ни заряни сучка ни задоринкине верить своим ушамни жив ни мёртврано, до рассветаблизко, недалеконикаких недостатковизмучен; сильно испуган удивляться услышанному Николай Рерих «Гималаи» Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками Кто (н..) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»? ( - простое вопросительное предложение) Кто (н..)оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным( - сложное предложение, частицу можно опустить). (Н..) раз ( - много раз) замечено, что горы, изображённые на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н..)разу ( - никогда) (н..)проводилось ( - если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никаких исследований. Отметьте строки, в которых пропущена частица НИГоры производят (н..)забываемое впечатление.(Н..)один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.(Н..)одного мгновения не хочется терять.Что (н..)говори, горы всегда прекрасны.Сколько (н..)смотри на это чудо, оно никогда не надоест.нененинини


Составьте текстКогда я вижу горы, то не могу_____________ . Не одно столетие _______________________ Ни ветер, ни солнце не властны ____________________________. Даже человек, сколько бы ни пытался ___________, не способен ________________________. Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не _________________________________. Домашнее задание(на выбор)Параграф 71, таблица (всем).1. Упражнение 435.2. Найдите стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором используются частицы не, ни. Объясните их употребление.3. Напишите небольшой текст на тему:«Как вести себя на водоёме?»Используйте отрицательные частицы не, ни.4. Вспомните и запишите пословицы и поговорки с частицами не, ни.5. Сочините лингвистическую сказку« Приключения частиц НЕ, НИ».
Вы меня порадовали, ребята, своим прилежанием, своей активностью на нашем уроке. Спасибо вам за урок. Надежда Геннадьевна