Доклад Основные этапы в осуществлении педагогической поддержки в работе с проблемной семьей и детьми

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 11


Доклад на МО


Основные этапы в осуществлении педагогической поддержки в работе с проблемной семьей и детьми.

Подготовила:
Социальный педагог
Рябцева О.В




Елец ,2014

Проблемная семья и проблемный ребенок понятия, как правило, неразделимые. И сегодня факт необходимости работы с неблагополучными детьми и их семьями с целью сохранения и восстановления детско-родительских отношений не требует доказательств. Работа эта сложна, продолжительна по времени и глубоко индивидуальна. Специалист, работающий с проблемным ребенком и его семьей, ищет свои подходы для усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. Именно семья играет главенствующую роль в формировании личности, ведь понятно, что начальным и главным институтом социализации является семья, и в зависимости от того, что родители «посеют» в личность ребенка с раннего детства зависит, каким он будет порядочным человеком и гражданином в социуме.
Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
Чтобы помочь семье необходимо вначале установить проблематику неблагополучия .
В зависимости от проблемы семьи ставится задача
Типы проблемных семей
Задачи

Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
· Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. · Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. · Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. · Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. · Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. · Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. · Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
· Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. · Пробудить интерес к самообразованию. · Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
· Изменить жизненную ориентацию родителей. · Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. · При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
· Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. · Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. · Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении,  в атмосфере счастья и любви». Такую атмосферу может создать только гармоничная семья. Все начинается с диагностики. Каждый учебный год классные руководители предоставляют социальному педагогу социально-педагогические характеристики классов(социальный паспорт). На их основе составляется социальный паспорт гимназии, который позволяет нам определить: статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с классными руководителями определяем, кто из детей заслуживает большего внимания, кто является претендентами для вызова на Совет профилактики гимназии. На какие семьи стоит обратить особое внимание ( возможно в семье присутствует затяжной конфликт, однако брак не расторгается, или же в семье низкий материальный достаток в связи с тем, что в квартире произошел пожар и т.д.).
Работу с проблемными детьми необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Работая с семьей, социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог выступают, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей. Именно социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог должны найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, педагога-психолога на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб, заявлений родителей, а далее, изучив обоснованность этих источников, выявить причины указанных нарушений. В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика «Моя семья» цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Методика «Моя семья» позволяет увидеть роль ближайшего социального окружения (семьи) в формировании душевной гармонии, или наоборот, эмоциональных отношений. Игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений.
Можно выделить следующие стадии в работе с семьей
1 стадия: Диагностика семьи и всех членов, изучение микрорайона;
2 стадия: Снятие напряжения со стороны родителей, а также «вживание» в ситуацию бытовых условностей.
3 стадия: Тактика социального педагога: Доверие + установление духовно личностного контакта с клиентом. Стадия поиска совместного обсуждения проблем.
4 стадия: Подбор методик в работе с проблемной семьей, их реализация.
5 стадия: Мониторинг и коррекция полученных результатов.
Дети, требующие особого педагогического внимания, находятся под ежедневным контролем. Им оказывается помощь в учебе, коррекции поведения, в выборе занятий по интересам, контролируется успеваемость и посещаемость занятий.
Итак, можно сказать: гимназия – это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Чтобы правильно организовать работу с проблемным ребенком вначале необходимо организовать работу с его семьей и только тогда данная работа может дать положительный результат.