Статья Коррекция речевых нарушений на уроках и занятиях


Коррекция речевых нарушений на уроках и занятиях
Нарушения речи учащихся коррекционной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Обусловлены они комплексом причин, наиболее серьёзными из которых являются
Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
Психогенные причины - эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)
Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают все структуры речи. Поэтому при логопедической диагностике нарушение речи у детей с ОВЗ определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Нарушения имеют стойкий характер. При коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают своей нормы.
За последние несколько лет в первый класс коррекционной школы поступают 100% детей, имеющих выраженные дефекты речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
В связи с этим, можно обозначить проблему: увеличилось число учащихся, испытывающих трудности при обучении.
В целях коррекции имеющихся нарушений в школе налажена совместная коррекционно-развивающая работа.
В сегодняшнем выступлении я постараюсь ответить на некоторые вопросы:
Какие правила следует соблюдать в работе с детьми, имеющими нарушения речи?
Какие ошибки на письме следует считать логопатическими?
Какие приёмы следует использовать в работе с детьми-логопатами?
Следует различать такие две группы ошибок, как орфографические и дисграфические. Орфографические ошибки связаны с тем, что ребёнок не может усвоить и применить на практике правила русского языка. В этом случае применим термин дизорфография, и это тоже является нарушением речи. Но следует различать причины не усвоения данных правил: либо ребёнок не хочет их учить, либо не может в силу своих психофизических возможностей. По-другому обстоят дела с дисграфическими ошибками, которые ребёнок допускает, в данном случае он не может опираться на какие-либо правила. Некоторые виды тех и других видов ошибок вы видите на слайде.
Я сегодня более подробно остановлюсь на таком виде речевого нарушения, как дисграфия, так как именно это нарушение лежит в специфике работы учителя-логопеда. Что же такое дисграфия? Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших
психических функций. Именно тогда это можно назвать нарушением, когда ошибки повторяются систематически и носят стойкий характер.
Как нам известно, за процессы письма отвечает сохранность нескольких анализаторов: двигательный, зрительный, слуховой. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому или иному виду дисграфии. Бывает так, что у одного ребёнка нарушено сразу несколько анализаторов, тогда это сложный вид дисграфии.
Я кратко раскрою виды дисграфии, так как вы имеете дело с речевыми заключениями детей своего класса, а также вы будете знать, над чем работать с тем или иным ребёнком.
И так, к каким видам дисграфии приводят эти нарушения. Если у ребёнка поражён отдел речедвигательного анализатора и имеется нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, другими словами нарушено звукопроизношение, то писать он будет так, как говорит. В этом случае мы говорим о артикуляторно-акустической дисграфии. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.  (Рак – лак;  стол – штол ;жук – зук ; ковёр – ковёл; кожа – коза; бублик – пуплик).     
Бывает так, что ребёнок правильно произносит схожие по звучанию или артикуляции звуки, но на письме заменяет буквы, обозначающие эти звуки. Многих это удивляет. А это как раз показатель того, что у него нарушен речеслуховой анализатор, иными словами фонематических слух. В данном случае это акустическая дисграфия.  Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
Механизмом дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
Приведем пример таких ошибок:
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и  связан со смешением букв, сходных по написанию.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, л - м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м - ш ).
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
Исходи из имеющихся нарушений, мы можем выделить несколько направлений работы:
1. Развитие фонематических процессов.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
3. Развитие зрительных и зрительно пространственных функций.
4. Коррекция звукопроизношения, обогащение словаря.
Далее я расскажу о коррекционных приёмах работы по этим направлениям. Эти приёмы я применяю на своих занятиях, некоторые из них вы можете применять на своих уроках и внеклассных мероприятиях
Работая над звуками, большое внимание следует уделять дифференцировке таких понятий, как гласный-согласный, твёрдый –мягкий, звонкий – глухой, при закреплении поставленных звуков ещё добавляем свистящий – шипящий, всегда делаем акцент на разграничение понятий звук –буква.
При знакомстве с буквами важно включать задания на тактильные ощущения: отыщи букву в крупе, назови её не открывая глаз, выложи букву из палочек, (можно применять камешки, пуговицы, пластилин), штриховать букву, рисовать в воздухе, складывать из элементов, использовать картинки предметов, похожие на буквы. Всё это делается для того, чтобы образ буквы остался в памяти .Работая на уровне слога важно применять следующие упражнения:
последовательно называть звуки в слоге, в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук,
составлять схему слога, слова,
делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.
выделять гласные звуки,
определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Далее поговорим какую работу можно проводить при формировании фонематических процессов через дидактическую игру:
«Подари ослику шарики» придумай слова с заданным звуком, на каждое слово ослик получает шарик.
«Угости Чебурашку» на апельсинах картинку со закрепляемым звуком, правильно произнесёшь слово, апельсин достанется нашему герою.
«Помоги жонглёру» выбери только те мячики, где есть заданный звук.
На этом слайде вы видите, что игра ведётся через сюжетную игру:
Путешествуя, мы остановились на поляне, где нас встречают белочки и зайчики, они предлагают вам украсить поляну, выбирай для украшения только те предметы, в которых есть звук ш.
Давайте покормим белочек и зайчиков. Одна пара кормят белочек и выбирают орешки, на которых предметы со звуком с и ш, а другая пара детей кормят зайчиков и выбирают им морковки с этими же звуками
Мы отправляемся в путешествие, посади в поезд только тех животных, в названии которых есть звук ш. далее читается стихотворение про этих животных, дети проверяют, все ли животные не месте.
Закрепление звука в словах:
Найди на картинке слова с заданным звуком, произнеси их правильно
Помоги галчонку добраться до гнезда, на его пути будут встречаться слова, прочитай их правильно.
Далее вы видите применение упражнений на определение места звука в слове:
Загони машину в первый гараж, если звук стоит в начале слова, во второй – если в середине, в третий – если в конце
На вертолёте прилетели животные и птицы в названии которых есть звук с, если звук стоит в начале, посади пчёлку на первый цветочек и т.д.
Широко используем упражнения на дифференциацию:
Курицы перепутали цыплят, помоги найти
Саша и Шура пришли в магазин игрушек
Раздай конфеты Маше и Мише и т.д.
Далее вводим звуки в связную речь через работу над сказками, рассказами, стишками и чистоговорками.
Большое значение для профилактики или коррекции оптической дисграфии использовать упражнения на зрительное восприятие и пространственную ориентировку:
Сложить фигуры и буквы из палочек по образцу
Заключение: и так, мы сегодня рассмотрели, какие виды работы можно использовать с детьми в целях коррекции и профилактики различного вида дисграфии.
И надо не забывать, что к ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи нужен индивидуальный подход и соблюдение некоторых правил:
Не торопите ребёнка с ответом
Не перебивайте речь ребёнка
Не заставляйте ребёнка повторять фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками, если он её не может произнести
Если у ребёнка звуки поставлены, но он их в словах произносит не правильно, нужно просить повторить слово правильно
Не давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок не может произнести