Занятие: Развитие воображения и речи методом песочной терапии у детей 7-8 лет


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково Нижегородской обл.
План-конспект занятия для детей 7-8 лет.:
«Развитие воображения и речи методом песочной терапии».
педагога –психолога
Тумановой Натальи Васильевны.
2014 год.

Занятие №14.
Данное занятие входит в коррекционно-развивающей программу, предназначенную для детей 7-8 лет. Программа охватывает учащихся 1-х классов. Рассчитана на учащихся, которые по итогам: 1) стартовой диагностики, 2) повторной диагностики на готовность к школьному обучению, 3) данным наблюдения - не готовы или условно готовы к освоению новой учебной деятельности .Цель занятия: Развитие воображения, устной речи (развернутость, логичность, последовательность).
Задачи:
создание «атмосферы» для творческого самовыражения;
снятие тревожности, неуверенности при ответах;
развитие группового взаимодействия при совместной деятельности.
Метод: песочная терапия, сказкотерапия.
Форма проведения: групповая- 8 чел.
Место проведения: кабинет психолога.
Время проведения- 45 мин.
Оборудование: песочница, набор игрушек, мяч, «цветы достижений».
Ход занятия.
Этапы занятия.
1 этап. Вступительный.
Время -5 мин.
Задача - произвести психологический «разогрев» группы, ввести в мир фантазий, творческого самовыражения.
Упражнение на приветствие: «Мяч в кругу»- мяч передаётся по кругу и при этом участники называют своё имя, цвет, животное, звуки животного.
Упражнения на творческое самовыражение: «Имя и движение»- участники называют своё имя и показывают движение; «Настроение и явление природы»- участники озвучивают своё настроение, как явления в природы.
2 этап. Основной.
Время- 30 мин.
Задачи: создать условия для творческого самовыражения методом песочной терапии; способствовать раскрытию каждого ребёнка при работе в малых группах.
Дети делятся по двое на малые группы. Пока одна группа работает в песочнице, остальные выполняют другое задание. Затем дети меняются местами.
Работа в песочнице.
Задание для группы №1.
Продолжи рассказ на песке, подбери соответствующие персонажи из предложенного игрового материала.
«Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись….»
Задание для группы №2.
Продолжи рассказ на песке, подбери соответствующие персонажи из предложенного игрового материала.
« Это случилось зимой. Все дети гуляли на улице и вдруг…»
Задание для группы №3.
Продолжи рассказ на песке, подбери соответствующие персонажи из предложенного игрового материала.
«Однажды в зоопарке произошла такая история…»
Задание для группы №4.
Продолжи рассказ на песке, подбери соответствующие персонажи из предложенного игрового материала.
«Однажды на берегу моря, в тёплый летний день…»
Игра «Волшебные кляксы»- это задание дети выполняют, пока та или иная группа работает с песочницей. В середине сложенного по - полам листа вылито немного краски. Участники по очереди называют предметы, изображения, какие они видят в «кляксах». Выигрывает та группа, которая назвала больше всего предметов.
3 этап. Завершающий.
Задача: развитие самооценки, положительной «я-концепции», стимулирование.
Упражнение «Заполнение цветов достижений»- участники по очереди сообщают, что у них сегодня хорошо получилось. Психолог записывает это на лепестках «цветов достижений», которые имеются у каждого ребёнка.
Упражнение на прощание «Имя и движение»,
Упражнение на рефлексию «Настроение и явление природы»- участники озвучивают своё настроение, как явления в природе.
Самоанализ занятия.
Характеристика коррекционно-развивающей группы.
В группе 1 «А» класса 8 чел. Отбор в группу происходил в начале года на основе мониторинга готовности к школе и последующей индивидуальной диагностики развития познавательных психических процессов (пособие «Психологическая диагностика готовности к школьному обучению» Ю.А. Афонькина, Т.Е. Белотелова, изд. «Учитель»-2012 г.).
Из предложенных 10 субтестов, учащиеся выполнили половину заданий и больше - по низкому уровню развития. В учебной деятельности часто проявляют скованность, робость при ответах с места и у доски, часто теряются при вопросах и обращении к ним учителя. Один учащийся из группы при обследовании на учебную мотивацию показал негативное отношение к школе (опросник Лускановой).
На уроках наблюдалась низкая работоспособность, частые отвлечения, «не включенность» в происходящее.
Ресурсы развития. Почти все учащиеся группы имеют хорошую и положительную учебную мотивацию. Показывают средний и высокий уровень развития - слуховой и зрительной памяти, устойчивости внимания.
Рассмотрим поэтапно результативность данного занятия.
1 этап. Вступительный.
Для «разогрева» группы, упражнения подбирались по принципу усложнения: от приветствия мячом, до приветствия движением и, самое трудное - обозначение своего настроения метафорой. Такой принцип способствует постепенному самораскрытию детей, при этом задействуются и вербальные и кинестетические сферы развития.
В ходе предложенных упражнений, у детей происходило самораскрытие. Большинство детей стремилось называть редких животных, показать индивидуальные движения. Но были отдельные дети (Данила У., Эльджан Р.), которые повторяли движения за остальными детьми. Тогда было предложено следующее упражнение, начать им первыми. «Я думаю, что это непростое задание сможет начать Данила У.».
На первом этапе использовались: методы - игры; приёмы – позитивного внушения; подбадривания, визуальный контакт; атрибуты – мяч. 2 этап. Основной.
Для решения задачи второго этапа, была использована песочная терапия, как инновационный метод в работе школьного психолога. Необычность ситуации, предоставление игрового материала - создавало дополнительную мотивацию к творческому самораскрытию.
Работа с песочницей.
Группа №1- Катя Б. и Наташа М.- дети дают связный рассказ, но сюжет не развёрнут, отсутствует оригинальность. При этом- выражено желание ярко описать происходящее - обилие прилагательных «красивые, замечательные, добрые».
Группа№2- Катя Р. и Эльджан Р.- очень эмоциональный рассказ, но сюжет отсутствует. Рассказ сводится к описанию игрового материала.
Группа №3-Андрей Б. и Артём С.- большую часть времени расставляли и рассматривали игрушки в песочнице.
Группа №4- Данила У. и Вика П.- попытались развернуть сюжет, включили прямую речь в рассказ.
В параллельно происходящей игре «Волшебные кляксы», дети отличались успешностью - легко находили различные изображения. Каждый нашёл, какой либо образ.
На данном этапе - ярко выраженной была мотивация к выполнению задания, что проявилось в активности при работе с песочницей, эмоциональности рассказов, желании ярко описать происходящее. Но, так же сильным оказался игровой мотив при выполнении задания (Группа №3).
Предполагаю, что новизна ситуации, повлияла на этих детей, которым нужно больше времени для восприятия игрового материала и, только после этого - они бы были готовы к выполнению учебной задачи.
На втором этапе использовались: методы - песочной терапии, сказкотерапии; приёмы – активного слушания (проявление заинтересованности, присоединение); атрибуты – песочница, набор игрушек, рисунки с «волшебными кляксами». В целом, поставленную задачу, для этого этапа считаю выполненной.
3 этап. Завершающий.
Время-10 мин.
При заполнении цветов достижений, все участники оценивали себя положительно. Отметили, что у всех получилось составлять рассказы на песке. Была сделана поправка для группы №3- «Старались составить рассказ».
Выводы по занятию:
данное занятие способствует и развивает воображение и устную речь у детей;
использование метода песочной терапии сильно повышает мотивацию у детей и является своего рода «пусковым механизмом» для творческого самовыражения;
в ходе данного занятия ни у одного ребёнка не наблюдалось тревожности и скованности при ответах;
прослеживались навыки группового взаимодействия - взаимные уступки при создании сюжетов на песке.
Перспективы работы:
продолжить использовать песочную терапию при развитии воображения и речи у детей;
взять отдельно группу №3 для дополнительной работы с
песочницей.
Литература:
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов сред.пед.уч.зав / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1.998. -160 с.
И. В. Дубровина, А. Д. Андреева,Е. Е. Данилова,Е. М. Кравцова. Младший школьник: развитие познавательных способностей . Пособие для учителя под редакцией И. В. Дубровиной.
И. В. Дубровина Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004 г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М.-2001г.

Группа №1. Начало работы.

Рассказ о девочке и её щенке…

Группа №2. Рассказ о детях, которые гуляли на улице…

«Волшебные кляксы».

«Цветы достижений».