Классный час К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец…, представленный в рамках окружного конкурса Самый классный классный

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415" К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец".

Цель: Помочь учащимся разобраться, что такое добро и зло, воспитывать доброе отношение к окружающим, развивать умение высказывать свою точку зрения, рассуждать и отстаивать свою жизненную позицию.
Задачи:
1.Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
2.Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими таких понятий, как добро и зло, и их значений в жизни каждого человека.
3.Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Форма проведения: дискуссия и работа в группах.
Оформление: на доске стихотворение Анатолия Парпара.
Нельзя унижаться до мести
Ни действием вашим, ни взглядом!
Вы мысли об этом отбросьте,
Иначе, погрязнув во злости,
С обидчиком встанете рядом.
Оборудование: аудиоматериал – аудиозапись "Вальс цветов" П.И.Чайковского, "Аве Мария".

- Здравствуйте, ребята. Позвольте мне представиться. Меня зовут Кражановская Лариса Даниловна, я работаю учителем английского и немецкого языков в школе №745 района Отрадное СВАО города Москвы. Я являюсь классным руководителем 7"А" класса. В нашей школе я также являюсь руководителем группы юных корреспондентов. Мы учимся писать статьи в нашу школьную газету. Обычно это вызывает у детей большие трудности.
И сегодня я хотела бы предложить вам попробовать написать статью, которую впоследствии мы опубликуем в газете. Мне бы хотелось, чтобы эта заметка была дискуссионного плана, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса.
Итак, сейчас мы с вами станем импровизированной редакцией.

Прежде чем мы начнем работать над заметкой, я хотела бы узнать, кто из вас умеет быстро писать под диктовку. Нам необходимо выбрать для этого три человека. (Выбираем троих детей, умеющих быстро писать.) Вы будете нашими пресс-секретарями. Я прошу вас занять места за столом. А остальных ребят я попрошу рассесться на стульях в два ряда полукругом (внешний и внутренний). Те дети, которые сели во внутренний круг будут редакционной коллегией, а дети, которые сели во внешний круг, будут наблюдать за работой редакционной коллегии.

Итак, мы начинаем.

На повестке дня у нас один вопрос – это тема нашего классного часа " К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец". Согласитесь, что на первый взгляд вопрос очень "прозрачный". Никто не хочет считать себя глупцом. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хочет жить в войне и распрях.
(- Никто.)
Но бывают такие случаи, когда вопрос решается не столь однозначно. Вроде бы мы миролюбивые люди. Если каждый человек стремится к добру и миру, то почему же на Земле так много войн, а в семьях, коллективах, в межличностных отношениях – распри. Не так ли?

Я хочу обратиться к мальчикам. Представьте себе такую ситуацию: "Вы встретились за углом с компанией, так называемых, хулиганов. И они вас побили". Какие чувства вы бы испытали от этого? Хотелось бы вам отомстить им ?
(Мальчики высказываются по данной проблеме.)

А теперь я хочу обратиться к девочкам. Представьте себе, что ваша подруга "отбила" у вас красавца-парня. Какие чувства вы бы при этом испытывали? Возникло ли бы у вас желание сделать ей тоже плохо?
(Девочки высказываются по данной проблеме.)

А вот один московский поэт Анатолий Парпара так написал в своем стихотворении:

Нельзя унижаться до мести
Ни действием вашим, ни взглядом!
Вы мысли об этом отбросьте,
Иначе, погрязнув во злости,
С обидчиком встанете рядом.
- Что значит "унижаться до мести"?
(Например, мстить за сестру.)
- Так скажите мне, разве это унижение, если вы, например, заступаетесь, то есть мстите за сестру, за брата, за друга, за Родину, в конце концов?
- А что означают слова " Нельзя унижаться до мести
Ни действием вашим, ни взглядом!
Вы мысли об этом отбросьте,"

(- Даже, если тебя унизили, ты должен молчать.)
(- Даже мысленно нельзя подумать, что нужно мстить.)

- Как вы считаете, в каких случаях нужно мстить или не нужно мстить за свои обиды?
(- Например, когда фашисты напали на нашу Родину, почему мы не должны мстить им за поруганную землю, за русских людей, которые погибли в этой войне, защищая свои семьи, свою Родину?)

- А что значат слова: " Иначе, погрязнув во злости,
С обидчиком встанете рядом."

(- Сами станем злыми.)

- А что вы подразумеваете под словом "месть"?

(- Обида.)

- Месть, по православной религии, - это смертный грех. Даже убийство можно оправдать, если оно совершено по неосторожности, с целью самообороны или на войне. А месть, зависть, унижение – это осознанные явления. С их "помощью" человек свое действие направляет на распри, на зло. А кто тянется к распрям?
(- Глупец.)
- Или злой человек. Злой, мстительный человек обычно одинок. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не только от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.
Глупец этого не осознает, а для мудреца это тема для размышления.

- Спасибо ребята. А теперь поменяйтесь, пожалуйста, местами.

- Скажите, с кем или с чем в нашей дискуссии вы согласны или не согласны и почему?
- Кто вам показался более убедительным?
- А где вы себя комфортнее чувствовали – во внешнем или во внутреннем круге?
(Во внешнем круге было комфортнее, потому что мы только сидели и наблюдали.)
(Во внутреннем круге было комфортнее, потому что не было скучно.)

- А сейчас я прошу наших пресс- секретарей предъявить собранные материалы.
- Сегодня ваша миссия была побывать в роли журналистов. Но, я полагаю, у вас тоже возникло свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам, свое видение данных проблем. Но вы были "выключены" из нашего разговора. Как вы себя чувствовали в этой роли? Вам хотелось поучаствовать в нашей дискуссии? Может быть, вы хотите что-нибудь добавить?
- Итак, я хочу зачитать вам нашу получившуюся заметку.

Наши корреспонденты побывали на окружном конкурсе "Самый классный классный - 2010"на классном часе в 7-ом классе "К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец", который проводила классный руководитель Кражановская Лариса Даниловна, классный руководитель 7"А" класса школы № 745.
Ребята обсуждали вопросы:
Из-за чего возникают распри?
Что такое "месть"?
Почему "нельзя унижаться до мести ни действиями, ни взглядом, ни мыслями"?
Мстить или не мстить?
Почему, погрязнув во злости мы встаем рядом с обидчиком?
Что ожидает злого мстительного человека?

В ходе обсуждения были высказаны различные мнения:

1. Добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни.
2. Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.
3. Добро и зло – это основные критерии нравственных поступков человека.






В результате обсуждения ребята пришли к общему мнению, что "глупец выбирает зло, а мы выбираем добро".
А Вы, уважаемые читатели, нам было бы очень интересно узнать и ваши мнения по данной проблеме. Что думаете вы?

- Ребята, вот такая у нас получилась заметка. Согласны ли вы с этой заметкой? Хотите ли вы что-то добавить?
- Как вы считаете, был ли для вас полезным этот классный час?
- Узнали ли вы что-то полезное или новое для себя?
И в заключении я хочу сказать, тема войны и мира – это вечная тема в литературе и искусстве. Важнейшей потребностью человечества стало мирное урегулирование отношений на всех уровнях. Но если нам сейчас за школьной партой решать глобальные проблемы нереально и непосильно, то справиться с внутренней агрессией, звериными инстинктами в себе – вполне под силу.
И для этого нам нужны и важны классные часы с такой тематикой.

На этом я хочу закончить наш классный час такими словами:

Твори добро, не будь жестокосердным,
Ведь ненависть – орудие глупца.

Я благодарю вас всех за участие, за сотрудничество, за поддержку. Я желаю вам успехов в жизни. До свидания.






Анализ классного часа " К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец ".

Данный классный час проводился в 7-ом классе.
Цель: Помочь учащимся разобраться, что такое добро и зло, воспитывать доброе отношение к окружающим, развивать умение высказывать свою точку зрения, рассуждать и отстаивать свою жизненную позицию.

Форма проведения: дискуссия и работа в группах.
Оформление: на доске стихотворение Анатолия Парпара.
Нельзя унижаться до мести
Ни действием вашим, ни взглядом!
Вы мысли об этом отбросьте,
Иначе, погрязнув во злости,
С обидчиком встанете рядом.
Оборудование: аудиоматериал – аудиозапись "Вальс цветов" П.И.Чайковского, "Аве Мария".

Тему данного классного часа, считаю, очень актуальной для детей данного возраста. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий данного классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Для достижения цели классного часа мною были поставлены следующие задачи:
Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими таких понятий, как добро и зло, и их значений в жизни каждого человека.
Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Форму проведения классного часа я выбрала дискуссию и работу в группах.

При работе с детьми я использовала стратегию воспитательной работы с детьми подросткового возраста: "Давай подумаем, как сделать лучше". Эта стратегия предполагает передачу ответственности за свое поведение самому подростку в отличие от стратегий других типов ("Делай, как я (будь таким, как я)", "Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе").
Используя советы психологов, стараюсь придерживаться в общении с подростками следующих правил, которые повышают самооценку ребенка: говорить добрые слова, критиковать поступки, а не личность, признавать свои воспитательные ошибки, а также просить прощения.
В результате проведенного классного часа, я хотела бы надеяться, что у детей углубится представление о добре и зле, сформируется положительная нравственная оценка таких человеческих качеств, как отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Наше общение поспособствует развитию критического отношения к себе. Дети начнут анализировать свои собственные поступки. А самое главное, хотелось бы надеяться, возникнет более терпимое и корректное отношение друг к другу.

Используя работу в группах и дискуссию " К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец ", я старалась решить задачу - способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме. Совместно с учащимися обсудила нравственное понимание ими таких понятий, как добро и зло, и их значений в жизни каждого человека.
Я старалась воспитывать в детях доброе дружеское отношение к окружающим, отзывчивость, сочувствие.



13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
15