ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема. «Системно–деятельностный подход на уроке окружающего мира «Куда текут реки» (УМК «Школа России, 1 класс)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Системно–деятельностный подход на уроке
окружающего мира «Куда текут реки»
(УМК «Школа России, 1 класс)
Выполнила: Давлятова Л.А.
МБОУ «СОШ № «94»
Новокузнецк, 2015
Содержание
I.Введение……………………………………………с. 3
II.Урок окружающего мира……………………. с. 4-7
III.Заключение……………………………………… с. 8
IV.Список литературы………………………………с. 8-9
V.Приложение……………………………………… с. 9
I. Введение
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В системно – деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь».
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Функция учителя при системно – деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

Предмет окружающий мир помогает реализовывать задачи:
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3
II.Урок окружающего мира, УМК «Школа России», 1 класс
Тема. Куда текут реки.
Цели:
- обучающая: формирование представлений о движении реки в море; формирование доступного способа сравнения реки и моря по существенным признакам;
- развивающая: развитие логического мышления (сравнение, обобщение), речи учащихся;
-воспитательная: воспитание коммуникативных умений: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли; воспитание бережного отношение к природе водоемов.
Средства обучения: учебник, слайдовая презентация, карточки с текстами, оборудование для проведения опытов.
Ход урока:
I. Организационный момент.(проверка готовности учащихся к уроку)
II.Актуализация знаний и формулирование проблемы урока
2.1.Звучит аудиозапись «Шум воды»
- Послушайте внимательно, что вы услышали? (шум воды)
- Что представили? (ручей журчит, шум водопада и т.д.)
- Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (о воде)
2.2 Практическая работа
- Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (детям предлагается фотография планеты на слайде)
- Какого цвета больше? (больше голубого)
- Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
- У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета (жёлтый - суша, синий – вода)
- Как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя два прямоугольника?  
(Дети составляют схемы, накладывая синий прямоугольник на жёлтый).
– К какому выводу вы пришли, составляя схему?
(Воды на земном шаре больше. Она занимает больше места, чем суша.)2.3.Беседа
- Какие водоёмы вы знаете? (река, озеро, пруд, море)
- Сегодня к нам на урок пришёл Муравьишка- Вопросик и принёс для вас загадку. Отгадайте её:
4
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река) ( фото на слайде )
-Предположите, о каком водоёме мы сегодня будем говорить на уроке?(о реке) -Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т. д.)
-Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)
- Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)-это утверждение
- Муравьишка- Вопросик приготовил для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? ( Куда текут реки?)
-Какое слово в названии темы урока ключевое? (Куда текут реки)
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)
- Прочитайте в учебнике, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).
III. Познавательная деятельность. «Открытие» новых знаний
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие, не выходя из класса.
-Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)
- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.
- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)
3.1.Работа по учебнику с.66
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
(дети называют реку Осётр)
-Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) (слайд )- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)
- В какую реку впадает Осётр? (в Оку)
- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва) (слайд )- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.) (слайд)
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)
- Назовите её. (Волга) (слайд )- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
- Причалим к берегу этой реки.
3.2. Работа в группах
- Разделитесь на группы, познакомьтесь с планом действий. Для работы вам понадобится учебник.
Порядок работы:
Прочитайте план работы:
Рассмотрите карту, иллюстрации, прочитайте текст учебника и ответьте на поставленный вопрос.
Предъявите результаты работы.
5
Распределите обязанности в группе
Исследователи - те, кто работают с картой, анализируют иллюстрации и текст учебника;
Хронометрист - тот, кто следит за временем;
Научный консультант – тот, кто делает сообщение и предъявляет результат работы.
Задание для 1 группы
Расскажите, как человек использует Волгу.
Задание для 2 группы
Расскажите, что беспокоит людей, живущих на Волге.
Задание для 3 группы
Расскажите, что должны делать люди, чтобы сохранить чистоту рек.
(Дети работают в группах и предъявляют результат)
Предъявление результатов
Выводы 1 группы: Мы узнали, что по реке проплывают суда, перевозят людей, а также перевозятся разные грузы; в Волге ловят рыбу; на берегах реки много промышленных предприятий, построена гидроэлектростанция.
Выводы 2 группы: Людей беспокоит загрязнение реки. Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду. Страдают речные жители, так как вода их отравляет. Исчезает рыба, водные растения. Страдает сам человек, в грязной реке нельзя купаться.
Выводы 3 группы: Нужно устанавливать на предприятиях очистные сооружения, не оставлять после себя мусор на берегу реки, не выбрасывать в воду, охранять редкие виды рыб, ограничивать их ловлю.
-Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)
- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) (слайд )- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

Краеведение.
-А на какой реке построен наш город? (Река Томь, слайд)
-Знаете ли вы, куда она впадает? (нет)
- А хотите узнать?
- Прочитайте самостоятельно текст на карточке и найдите ответ на мой вопрос.
(Дети читают небольшой текст и находят ответ: река Томь впадает в реку Обь, а Обь впадает в Карское море) (слайды)
- Ребята, можем мы уже ответить на наш главный вопрос: куда текут реки?
Дети делают вывод: Река может впадать в другую реку или в море.
IV.Физминутка
3.4. Практическая работа в парах
Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. ( Про море)
-Рассмотрите фотографии, как вы думаете, где река, а где море? (слайд)
- Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река6
меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)
- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море (учитель напоминает о правилах работы в парах: Уважай своего товарища. Умей выслушать. Не согласен – предлагай.
Описание работы:
(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
Цель: найти отличие морской и речной воды.
Оборудование:
На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.
План работы:
1.Сравните речную и морскую воду по цвету.
2.Сравните речную и морскую воду по запаху.
3.Сравните речную и морскую воду по вкусу.
Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы
План работы Что наблюдаем Выводы
1.Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили? Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги. Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя.
2.Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане. Вода не имеет запаха Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду
3.Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили? В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная. Речная вода- пресная, а морская- солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу.
-Так чем же ещё отличается море и река?
Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.
- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).
V.Включение нового знания в систему знаний.
- Выполните тест. Читайте каждое задание внимательно и выбирайте правильный вариант ответа (каждому раздаётся карточка с тестом, состоящим из 4 вопросов, дети работают индивидуально)
- Проверьте и оцените правильность выполнения теста (проверка по образцу на слайде, используют для самооценки знаки, принятые в учебнике: «улыбка» -сделал всё сам, без ошибок; «грусть» - было трудно, нужна помощь).

VI. Итог урока.
6.1Рефлексия.
7
- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой
в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).
-Муравьишка-Вопросик хочет узнать, ответили ли мы на его вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)
Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:
Сегодня на уроке:
Я научился…..(различать реку и море)
Я узнал …… (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
Я теперь смогу …(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды…)
6.2.Самооценка.
Мне было трудно/легко…..
Выполнял все сам/ нуждался в помощи…
Мне было интересно/ неинтересно…..
-У каждого на парте лежит капелька. Нарисуйте на капельке своё настроение в конце урока, объясните свой выбор.

III. Заключение.
Данная творческая разработка по окружающему миру УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Куда текут реки». Для того, чтобы ответить на ключевой вопрос, нам на уроке понадобилась работа с картой, с учебником, с дополнительным материалом.
На нашем уроке «Куда текут реки» учащиеся на основе наблюдения узнают путь воды – путешественницы; опираясь на жизненный опыт и практическую работу, сами находят отличие реки и моря.
Работая с учебником, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.
Работа в группе, в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».
Активная деятельность учащихся первого класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает от урока к уроку. Сегодня дети сами смогли определить тему урока, на основе сравнения сделать вывод по каким существенным признакам отличаются река и море.
На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание в виде теста и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
IV. Список литературы
1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.
2.Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, - М. Просвещение, 2011.
3.Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс: Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2011.
4.Плешаков А.А. Окружающий мир 1-4 классы. Методика обучения: Просвещение, 2011.
8
4.Сухов В.П. Системно – деятельностный подход в развивающем обучении школьников. –СПб.:
РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
5.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Рига: Эксперимент, 2000
V. Приложение
1.) Тест
1.Отгадайте загадку:
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
А) океан;
Б) река;
В) водохранилище.
2. Допиши предложение:
Река может впадать в ….
3.Соедини стрелками верные утверждения:
Река Волга
море Томь
Каспийское
4. Вода в реке:
А) сладкая;Б) солёная;В) пресная.
2).Правила работы в паре:
Уважай своего товарища.
Умей выслушать.
Не согласен - предлагай.
3).Карточка «Река Томь»
Река Томь – самая крупная в Кемеровской области, впадает в реку Обь, а река Обь впадает в Карское море.
9