Системно-деятельностный подход на уроке математике тема «Сочетательное свойство умножения» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Системно-деятельностный подход на уроке математике
тема «Сочетательное свойство умножения»
(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Выполнил: Осина Т.Г. гр.18/4
должность: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №77»
Новокузнецк 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….3стр
Разработка урока по математике………………………………….5 стрЗаключение………………………………………………………….9 стрСписок используемой литература……………............................10 стрПриложение………………………………………………………..11 стр
Введение
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия,· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
1.​ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
2.​ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
3.​ ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
4.​ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
5.​ учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
6.​ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
7.​ разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся;
Курс математике в начальной школе направлен на следующие цели: уметь
​использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
​ производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
​ формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
​ работать в соответствии с заданными алгоритмами;
​ узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
​ вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Разработка урока по математике
Тема: «Сочетательное свойство умножения»
Цели:
1. Обучающая: Способствовать овладению способом сочетательного свойства умножения, формировать представление о возможности использовать изученное свойство для вычисления.
2. Развивающая: Развивать умения контролировать самого себя, находить свои ошибки и исправлять их.
3. Воспитательная: Воспитывать умения работать в парах, оценивать самого себя и свою деятельность.
Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний и умений.
Устный счет. Графический диктант
- Я диктую вам примеры, если пример правильный рисуем _, если неправильный ^.
3*8=24
5*3=15
16:2=7
2*9=19
4*4=16
7*8=54
9*9=81
8*3=27
24:4=6
21:7=4
Ответы: _ _ ^ ^ _ ^ _ ^ _ ^ (Ответы записаны на доске)
- А сейчас обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Правильные ответы записаны на доске.
- Встаньте те, кто выполнил без ошибок.
- А теперь у кого 1-2 ошибки.
- У кого более 2 ошибок?
-----Почему вы допустили ошибки?
-Плохо знали таблицу умножения;
-Были невнимательны.
-----Что нужно сделать в следующий раз, чтобы не было ошибок?
-Повторить знание табличного умножения и деления;
-Быть более внимательными при выполнении задания
(Хорошо, молодцы! Дома ещё раз повторите таблицу и, в следующий раз будете внимательнее и выполните работу без ошибок.)Изучение нового материала.
Проблемная ситуация
- Устно найдите наиболее удобным способом значения выражений
(Примеры записаны на доске)
(9+5)+5=
(7+6)+4=
(28+6)+2=
(17+9)+3=
(7*2)*5=
25*2*7=
- Каким свойством сложения, вы пользовались при вычислении выражений? (Сочетательным свойством сложения)
-----Как применяли? Прокоментировать 2-3 примера.
- Для чего нужен этот способ сложения? (Для более удобного сложения слагаемых) (Молодцы, правильно, с заданием справились.)
----- В каком выражении известный вам способ не работает? Почему?
(7*2)*5=
25*2*7=
Выражения записать на доске
- Чем эти выражения отличаются от остальных? (Здесь умножение, а в остальных сложение)
---- Чего мы не знаем? (Мы не знаем способа умножения двузначного числа на однозначное)
Постановка учебной задачи.
-----Для этого нам нужен другой способ.
А такой способ есть? Давайте попробуем его найти
Чтение темы урока в учебнике (читает ученик)
«Сочетательное свойство умножения»
Значит, есть другой способ? (Да, есть другой способ, как и при сложении)
- Правильно в математике есть не только сочетательное свойство сложения, но и сочетательное свойство умножения.
--- Зная сочетательное свойство умножения, вы можете найти значения выражений (обратить внимание на выражения в рамочке) – рационално.
--- Вот сегодня на уроке, вы попытаетесь сформулировать это свойство и применять его на практике.
Первичное закрепление знаний.
Комментированно, с объяснением, используя новый способ
25*4*3=
45*2*5=
15*10*2=
Вывод: удобнее и быстрее находить значения таких выражений.
В учебнике, прочитать вывод правила на странице, 87.
Работа в парах
2419352990853931285298450 I- вариант II-вариант
- У каждого варианта на партах лежит рисунок конструкции, составленные из кубиков.
- Вам нужно рассмотреть рисунки, вычислить, сколько кубиков в этой конструкции и составить выражение.
-Какое выражение получилось у I- варианта? (3*(4*5)=60)
-Какое выражение получилось у II- варианта? ((3*4)*5=60)
- Хорошо, а теперь с соседом по парте сравните значения этих выражений.
- Сделайте вывод. (Значения выражений равны, число кубиков в конструкции одинаково 3*(4*5)=(3*4)*5)
- Можете ли вы теперь сформулировать правило сочетательного свойства умножения?
- Сравните свои высказывания с выводом в учебнике.
- А теперь вместе с соседом по парте составьте буквенное выражение сочетательного свойства умножения, пользуясь прочитанным правилом.
- Какое выражение получилось? ((а*b)*с=а*(b*с))
- Какое свойство мы сформулировали? (Сочетательное свойство умножения)
- А теперь вернемся к нашим выражениям, где мы не смогли найти ответ и попробуем решить их, используя новый способ вычисления.

(7*2)*5=
25*2*7=
Итог: 1.Прочитать ещё раз правило.
2.Записать выражение: ((а*b)*с=а*(b*с) -- в свои таблички- помощники
3. Самостоятельная работа. Задание с «ловушкой»
- В данных выражениях расставь скобки так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений. Вычислите значения данных выражений. Проверка- объяснить как выполнили, где затруднились , почему?
(Примеры записаны на доске)
7*2*53*4*52*5*98*2*3545*2*72*3*10*4
Контроль и оценка
Самостоятельная работа с последующей проверкой
- У каждого из вас есть на партах карточки. Не вычисляя значений произведений составь из них верные равенства, используя буквенное выражения сочетательного свойства умножения (а*b)*с=а*(b*с).
15*(10*6) (20*5)*3
( Самопроверка, открыть запись выполнения задания на доске )- Встаньте те, кто выполнил без ошибок.
- А теперь у кого 1 ошибка. (Почему вы допустили ошибки?)
--- не поняли, не применили новый способ---
Что нужно сделать в следующий раз, чтобы не было ошибок?
Домашнее задание по выбору
Тетрадь на печатной основе страница 57, упражнение 121.
Учебник страница 87, упражнение 285.
VII . Рефлексия
- Вы могли в начале урока вычислить значения этих выражений?
(7*2)*5=
25*2*7=
- Почему не могли? (не знали способа решения таких выражений)
-А теперь сможете вычислить значения этих выражений? Почему?
(Узнали новый способ решения)
-Какой способ?( «Сочетательное свойство умножения»)
Молодцы! Спасибо. Все свободны.

Заключение
Данный урок по математике на тему «Сочетательное свойство умножения» попыталась выстроить в системно-деятельностном подходе. При разработки урока придерживалась структурой современного урока ФГОС.
Тип урока открытие нового знания. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в практическую, мыслительную деятельность, детям надо было найти новый способ вычисления уже известного им действия. Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу. Для ребят был предложен материал с разным уровнем сложности. Всё это способствовало развитию творческо-поисковой активности детей. На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, желание выполнять задания.
Для активной деятельности учащихся использовала парную, самостоятельную работу. При проведении парной работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. Упражнения использовались по нарастающей сложности. Прорабатывала вопросы, которые помогали детям делать выводы, обобщать, сформулировать новое правило.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
На уроке побуждала учащихся к самопроверке, самоанализу. Домашнее задание предлагается на основе выбора и носит дифференцированный характер.
Этап Контроль и оценка показал, что урок цели достиг
Понимаю и осознаю значение организации и последовательности всех этапов урока для формирования у детей учебной самостоятельности.
Список используемой литературы
1.Математика [Текст]: 3 кл.:Учебник: В 2 ч. / А.Л Чекин; под ред. Р.Г, Чураковой. – 3-е изд. , испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 112 с.
2.Математика в вопросах и заданиях [Текст]: 3 кл.:Тетрадь для самостоятельной работы №1/О.А.Захарова, Е.П.Юдина;под ред. Р.Г, Чураковой. – 3-е изд. , испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч.1:96 с.
3.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителей /под рад. Т.О. Автайкиной – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)
4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Приложение
Страница учебника
2568041236220162227266633
Раздаточный материал


Не вычисляя значений произведений составь из них верные равенства, используя буквенное выражения сочетательного свойства умножения (а*b)*с=а*(b*с).
15*(10*6)
18*(5*8)
(20*5)*3