Внеклассое занятие по теме Лексика. Слова синонимы, антонимы, омонимы.


Тема: Лексика. Слова синонимы, антонимы, омонимы.
Цель:  Закрепление знаний о словах синонимах, антонимах, омонимах.
Задачи:                                                                               
1)Учить детей  находить слова  синонимы, антонимы, омонимы.
2)Развитие словарного запаса детей. Работа над увеличением      объёма  памяти. Умение работать в группах, самостоятельно.
 3)Воспитывать трудолюбие, ответственность.
                                                Ход занятия.
1.Мобилизующий этап. Разминка.
Вопросы – шутки.
-Какая нога собаке не к чему?
-Антоним слова поражение.
-Его оторвали у Варвары на базаре.
-Место , где К. И . Чуковский не рекомендует гулять детям.
-Её надел вместо шапки человек с улицы Бассейной.
-Синоним слова середина.
-Птицы, которых считают ротозеи.
-Художник, рисующий животных.
-Чем кончается день и ночь?
-Кто настолько могуч, что «гоняет стаи туч»?
-Каким гребнем голову не расчешешь?
2.Активизация знаний. Содержательный компонент занятия.
Сегодня мы будем работать многообразием слов, составляющих русский язык. Отправимся путешествовать по миру слов, таких разных, но интересных. Вы будете работать в группах. Определим названия этих групп.
1)Ручейку говорила река:
-Ты узок, а я широка.
-Ты мелок, а я глубока.
2)Зябнет осинка, дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.
3)Шёл я с сумкой за плечом
    Вижу, бьёт в овраге ключ
    Наклонившись над ключом
     Уронил я в воду ключ.
3.Практическая работа в группах. Работа творческой мастерской.
                                               Группа - омонимы.
Задание: Найдите пары омофонов, соедините их стрелками. Уточните их значения, употребив  в словосочетании, предложении.
Прут                              Лес
Плод                             Пруд
Лез                                 Плот
Луг                                 Спится
Везти                             Водиться       
Спица                            Лук
Водица                          Вести    
                                                 Группа - антонимы.
Задание: Подберите антонимы, обозначающие
Время:                                         Пространство:
Рано                                              Далёкий       
Рассвет                                          Высокий
Осень                                             Широкий   
Зима
Качества, свойства.                  Черты характера:
Грязный                                        Храбрый   
Дорогой                                         Ленивый
Полезный                                      Молчаливый
                                                   Группа – синоним.
Задание: Найдите и подчеркните лишние пары слов.
Плохой – хороший
Холодить – морозить
Дорогой -  дешёвый
Ломать – строить
Смелый – трусливый
Посылать – получать
Чистый - грязный
Гореть – сиять.
Разбор заданий , выполненных детьми в группах.
4.Индивидуальная работа учащихся по разноуровневым заданиям.
                                                       Синонимы
                                                      Уровень 1.
 Запиши к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв.
 
Лес
Горе
Мороз
Хотеть
Темнота
                                                     Уровень 2.
Соедини линиями слова- синонимы.
Друг                                           Гигант
Красный                                    Лошадь
Путь                                            Приятель
Смелый                                      Скряга
Скупой                                        Алый   
Великан                                      Дорога
Изгородь                                    Сумасшедший
Безумный                                   Нива
Поле                                              Ограда
Конь                                             Храбрый 
                                                 Уровень3.
Замени устойчивые словосочетания близким по значению глаголом.
Вставлять палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Заруби на носу-
                                                               Антонимы.
                                                             Уровень 1.
Отгадай.  Подпиши пропущенное слово.
а) Я антоним к слову «зной»
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня ……………..
б) Я антоним к слову «лето»
    В шубу снежную одета
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я ……………
в) Скажу я слово «высоко»
    А ты ответишь …………….
     Скажу я слово « далеко»
   А ты ответишь ……………..
г) Скажу тебе я слово «трус»
    Ответишь ты ……………..
     Теперь «начало» я скажу
         Ну, отвечай ………………
                                                        Уровень 2.
Напиши глаголы противоположные по смыслу.
Помогать-                                       Ненавидеть-
Говорить-                                        Смеяться-   
Надеть-                                             Падать-
Рисовать-                                          Радоваться-
                                                       Уровень3.
Найди каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой.
Лясы точить.                                                       Не покладая рук.     
Держать ухо востро.                                          Держать язык за зубами.
Сидеть,  сложа руки.                                         Воды в рот набрать.
От рук отбиться.                                                  Ворон считать. 
Во всю Ивановскую (кричать).                         Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть.                                        Держать в ежовых руковицах.
                                                  Омонимы.
                                                 Уровень 1.
Ваня любил пошутить. Какие слова сознательно он путал? Как называются эти слова?
Ваня с отцом отправился на охоту. Впереди был густой лес. Оба заметили там     лисицу. Она прыгнула, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! А что за хвост!» Ваня удивлённо сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают леса с хвостом!»
                                                   Уровень 2.
Сравни слова. Покажи их отличие друг от друга в словосочетании или предложении.
Атлас- атлас
Козлы-козлы
Окуни-окуни
Сорок – сорок
К рынку – крынку
Впасть – в пасть
Косой – косой.
                                               Уровень3.
Определите, какой частью речи являются одинаково написанные слова.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
5.Рефлексивный уровень. Систематизация знаний, полученных на занятии. Работа с оценочной таблицей по каждому заданию.