Рабочая программа по ФГОС по чтению надомное обучение.(1 класс 8 вид)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательному компоненту чтение
по УМК В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной (общеобразовательная программа основного общего образования, учитывающая особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, VIII вида)
для 1 класса надомного обучения по ФГОС
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

Целью данной программы является:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков;
- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;
- развитие устной речи.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- изучение букв;
- выполнение звукобуквенного анализа и синтеза;
- чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.

Чтение является ведущим предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет.
Основной целью обучения чтению на I этапе обучения) может быть сформулирована следующим образом: научить учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Исходя из основной цели, задачами обучения чтению являются:
воспитание интереса к урокам чтения, к чтению как процессу;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словом;
формирование навыков сознательного чтения доступных для понимания текстов;
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Знания, полученные учащимися, на уроках чтения являются практически значимыми и направлены на социализацию личности умственно отсталого ребенка в современном обществе, формирование эмоционального отношения к действительности, нравственных позиций поведения, развитие речемыслительных способностей детей данной категории.
Содержание курса «Чтение» как учебного предмета для , 1 класса представлено в АООП добукварным и букварным периодами, овладение которыми происходит на материале, описанном в следующих разделах: содержание чтения (круг чтения), примерная тематика произведений, жанровое разнообразие, навык чтения, внеклассное чтение. Для 2 – 4 классов содержание курса «Чтение» описывается разделами: содержание чтения (круг чтения), примерная тематика произведений, жанровое разнообразие, навык чтения, работа с текстом, внеклассное чтение. Учебный материал в предложенных разделах, располагается по принципу «от простого к сложному» и, в достаточной степени, формирует основы чтения необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
называть предметы из ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
рассказать наизусть 12 четверостишия с помощью учителя;
отвечать на вопрос простой фразой с помощью учителя;
составлять предложение по несложной ситуативной картинке с помощью учителя;
стараться правильно произносить все поставленные звуки;
выделять и слышать знакомый звук среди других звуков.
Достаточный уровень:
называть предметы из ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
рассказать наизусть 2 - 3 коротких стихотворения или четверостишия;
отвечать на вопрос простой фразой;
составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
связно высказываться по несложной сюжетной картинке (2-3 простых нераспространенных предложения);
правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
выделять первый звук в слове, слышать нужный звук.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2012.
- В.В. Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику. -М.: Просвещение. 2012г.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первого семестра, в зависимости от уровня развития детей.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Первоклассник учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.

На уроках чтения формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период учащийся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
К концу добукварного периода учащийся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период.
Задачи букварного периода:
формировать звукобуквенный анализ и синтез;
заложить основы овладения чтением.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.
Для проведения занятий по чтению в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе, животных, о жизни детей и взрослых.
Примерная тематика произведений
Произведения о природе, животных, отношении человека к природе и животным, о жизни детей, их дружбе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз, выбор соответствующего тона голоса).
Внеклассное чтение
Знакомство с доступными детскими книгами: рассматривание читаемой книги, ответы на простые вопросы.


СОДЕРЖАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД-8 часов

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к чтению и развитию речи в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся:
формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию;

внятно выражать свои просьбы и желания;
слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;
разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;
пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;
называть слова по предметным картинкам;
составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, го-ло-ва).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).


БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД-57 часов

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

УСТНАЯ РЕЧЬ.1 час
Участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащиеся должны знать:
Наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостиший, разученных с голоса учителя.

Дополнительная литература:
1. Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.-448 с.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.- 448 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.- 397 с.
5. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2006. – 146 с.
6. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. – 100 с.
7. Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2007.-95 с.
8. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов.- М.: ВАКО, 2006.-128 с.

Календарно-тематическое планирование по ЧТЕНИЮ.1 класс.


п/п
Тема урока

Кол-во часов
Тип урока
(форма и вид деятельности
обучающихся, форма занятий)
Элементы
содержания


Личностные результаты



Предметные результаты
Вид
контроля.
Измерители.


Дата

1
Вводное занятие.
Я и моя семья.
1
Введение новых знаний, повторение.

Младший школьник и семья.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Знать состав семьи, обязанности членов семьи, твоя помощь семье.

Текущий: составление рассказа.


2
Я и мои друзья.
Как нужно общаться.
1
Урок введения новых знаний, повторение.
Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»
Знать, что такое общение и какова его роль в жизни человека.
Уметь оценивать правильность поведения как своего, так и товарища.
Текущий: сюжетно-ролевые игры.


3
Режим дня.
1
Урок введения новых знаний.
Важность соблюдения режима дня для здоровья человека.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Знать правила личной гигиены.
Уметь чистить зубы, умываться, аккуратно складывать одежду.
Текущий: составление рассказа по серии картинок.


4
Привитие навыков учебной деятельности.
1
Урок введения новых знаний.
Правила поведения на уроках.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения учителя, поднимать руку.
Фронтальная беседа.


5
Наш огород.
1
Комбинированный урок.
Различение слова, словосочетания и предложения.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир it единстве и раз нообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, устойчивое следование в поведении социальным нормам -
Знать, название фруктов; уточнить представление об овощах;
Уметь различать их по внешнему виду, на ощупь и на вкус.
Фронтальный, индивидуальный, дидактические игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь».


6
Летом в лесу.
1
Комбинированный урок.
Уточнение понятия «звук». Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков
буквами.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
Знать название диких животных.
Уметь различать звуки на слух и в произноше-нии. Составлять предло-жения по картинке.
Фронтальный, индивидуальный.
Рассматривание и описание рисунков.


7
Беседа «Окружающий
меня мир».
1
Комбинированный урок.

Знакомство с предметами и явлениями окруж. мира.
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие
Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам.
Фронтальный, индивидуальный.



8
Упражнения на формирование фонематического восприятия, развитие речевого слуха.
1
Комбинированный урок.


Задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие
Уметь анализировать слова по звуковому составу; различать звуки на слух и в произношении.
Фронтальный.
Индивидуальный.



1
Гласный звук [a], буква А.
Гласный звук [y], буква У.
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с гласным звуком и буквой.
Личностные:
проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться
в нравственном содержании
поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.
Знать графическое изображение печатной буквы.
Уметь различать звук [a] [у] на слух и в произношении. Графически обозначать слоги-слияния и звуки вне слияний; составлять рассказы по картинке; соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью.
Текущий:
анализ слов, словарная работа.


2
Согласные звуки [м], [м’], буква М. Чтение слогов ам, ум, ма, му.

1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с гласным звуком и буквой.
Личностные:
проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться
в нравственном содержании
поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.
Знать графическое изображение буквы.
Уметь различать звук [у] на слух и в произношении..
Текущий:
анализ слов.


3
Составление из слогов слов: ма-ма, му-му.

1
Урок рефлексии.


Упражнение в составлении слов из двух одинаковых слогов.
Личностные:
проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться
в нравственном содержании
поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.
Уметь плавно читать слоги и слова.


Текущий.


4
Гласный звук [o], буква О. Упражнение в чтении слогов.
1
Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство с гласным звуком и буквой.

Личностные:
проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться
в нравственном содержании
поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Знать графическое начертание буквы.
Уметь составлять слоги из букв разрезной азбуки.
Текущий.
Фронтальный, индивидуальный.


5
Согласные звуки [c], [c’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.


1
Изучение нового материала. Рефлексия.

Знакомство с новой буквой. Упражнение в чтении слогов и слов с изученными буквами.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося
Уметь читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами.
Выделять звуки (с(, (с’( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [с] (с’( на слух, находить его местоположении в слове;
Текущий.
Индивидуальный.
Фронтальный.


6
Согласные звуки [x], [x’], буква Х.
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с новым гласным звуком и буквой.
Осознавать ценность хлеба, труда хлебороба; объяснять смысл пословиц о хлебе.
Знать, что буква х обозначает звуки (х(, (х’( характеризовать изучаемые звуки; читать слова и предложения с буквой Х Уметь читать закрытые и открытые слоги; составлять их из букв разрезной азбуки.
Текущий. Графическая работа.


7
Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение текста «Уха!»
1
Урок-повторение.
Рефлексия.
Отработка плавного слогового чтения. Ма-ма! О-са! Му-ха! Ма-ма са-ма.
Читать правильно, выразительно; читать выборочно по заданию учителя; отвечать на вопросы учителя
Уметь работать с буквами, читать плавным слоговым чтением;
Текущий. Звуковой анализ слога, слов.



1
Согласный звук [ш], буква Ш.



1
Урок изучения нового материала.
Рефлексия.

Знакомство с согласным звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов и предложений.
Осознавать смысл пословицы Мало уметь читать, надо уметь думать
Уметь образовывать и читать открытые и закрытые слоги и двусложные слова, короткие предложения. Познакомить со звуками (ш(, буквами Шш; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с изученной буквой
Текущий. Индивидуальный.
Фронтальный.




2
Согласные звуки [л], [л’], буква Л. Упражнение в чтении слов, предложений.
1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство с заглавной буквой.
Отработка плавного слогового чтения.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
Уметь читать подписи под картинками; читать предложения. Выделять звуки (л(, (л’( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [л] [л’( на слух, находить его местоположении в слове; находить буквы Лл в текстах,
Текущий:
звуко-буквенный анализ.


3
Гласный звук [ы], буква Ы.
1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.



Отработка навыков плавного слогового чтения.
Знакомство с гласным звуком и буквой.

Знакомство с согласным звуком и буквой Н; выполнять графический анализ буквы.

проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
Определять звук [ы] на слух, находить его местоположении в слове; соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую;



Уметь составлять слова из кассы букв; читать текст из 2-3 предложений. Составлять рассказы по рисункам в букваре.
Выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Уметь читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами, читать плавным слоговым чтением.
Текущий: составление слов из слогов.



4
Согласные звуки
[н], [н’], буква Н.

1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.



Текущий.
Индивидуальный.








проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,




5
Понятие о словах в единств. и множ. числе. Упражнение в чтении
1
Урок изучение нового материала. Рефлексия.
Упражнение в чтении слогов и слов с изученными буквами.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
Уметь составлять предложения по картинкам, читать их; озаглавливать текст.
Текущий: звуко-буквенный анализ слов.


6
Согласные звуки [р], [р’], буква Р.
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой Р.


проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять интерес к книге и чтению.
Выделять звуки (р(, (р’( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [р] [р’( на слух,
Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Текущий.
Индивидуальный.



7
Упражнение в чтении предложений из двух-трех слов.
1
Рефлексия.
Отработка навыков плавного слогового чтения.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять интерес к книге и чтению.
Знать, что такое слово, предложение, рассказ.
Уметь работать с буквами; анализировать слова; озаглавливать текст.
Фронтальный: выборочное чтение по вопросам.


8
Упражнение в чтении текстов.


1
Обобщающий урок.

Обобщить и систематизировать знания об изученных буквах.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять интерес к книге и чтению.
Знать признаки текста.
Уметь читать текст и соотносить его с иллюстрацией в букваре.
Текущий.
Индивидуальный.
Фронтальный.


1
Согласные звуки [к], [к’], буква К.
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой К.




принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять уважительное отношение к труженикам
Выделять звуки (к(, (к’( в процессе слого-звукового анализа;
Знать все изученные буквы.
Уметь читать предложения из двух-трех слов. Самостоятельно составлять из букв разрезной азбуки слова из трех-четырех букв.
Знать буквы Пп, обозначаемые ими звуки; характеризовать звуки по таблице, читать слоги, слова, предложения с изученной буквой
Текущий.
Фронтальный.
Чтение текста.


2
Упражнение в чтении текстов.

1
Рефлексия.






3
Согласные звуки [п], [п’], буква П.
1
Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой.

Проявлять интерес к истории родной страны


Текущий. Индивидуальный.
Составление слов.













4-5
Упражнение в чтении слов, предложений с изученными буквами.
2
Урок закрепления.

Отработка навыков плавного слогового чтения.
Проявлять интерес к истории родной страны
Уметь составлять текст по рисунку. Находить в тексте предложения, относящиеся к рисунку.




6
Согласные звуки [т], [т’], буква Т.





Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство с согласным звуком и буквой.
Отработка навыков плавного слогового чтения.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,.
Уметь читать слова, предложения, текст. Выделять звуки (т(, (т’( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [т] (т’( на слух, находить его местоположении в слове; соотносить звук и букву, его обозначающую; находить буквы Тт в текстах; объяснять разные значения слова.
Текущий: чтение, пересказ. Индивидуальный.



7
Гласный звук [и], буква И.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство с гласным звуком и буквой.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, употреблять в речи слова речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность).
Определять звук [и] на слух, находить его местоположении в слове; соотносить звук [и] и букву, его обозначающую; различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Ии, находить их в текстах; соотносить слово со схемой-моделью, объяснять значение слова дружба.
Текущий: чтение, пересказ.
Индивидуальный.



8
Упражнение в чтении текстов «Утром», «Кошка и мышка», «Куклы», «Малыши».

Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Отработка навыков плавного слогового чтения.


проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,.
Знать признаки текста.
Уметь определять начало предложения по заглавной букве и конец по точке.
Текущий. Фронтальный. Индивидуальный.




9
Согласные звуки [з], [з’], буква З.



Урок изучения нового материала.
Рефлексия.

Знакомство с согласным звуком и буквой.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, употреблять в речи слова речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность).
Определять звук [з] на слух, находить его местоположении в слове; соотносить звук [з] и букву, его обозначающую; различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы З,з, находить их в текстах; соотносить слово со схемой-моделью, объяснять значение слова дружба.
Текущий.
Индивидуальный.




10
Чтение текстов «Коза», «Зима», «Роза».

Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщить знания по теме «Предложение. Текст».
проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,.
Знать признаки текста
Уметь читать текст с четким проговариванием слов.
Фронтальный. Индивидуальный.


11
Согласные звуки [в], [в’], буква В.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство с согласным звуком и буквой. Отработка навыков плавного слогового чтения.
Проявлять желание научиться читать самостоятельно, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,

Знать знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Выделять звуки (в(, (в’( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [в] [в’( на слух, находить его местоположении в слове; находить буквы Вв в текстах, различать при произнесении звонкие и глухие согласные, называть правила здорового образа жизни и роль физкультуры в этом.
Текущий. Индивидуальный.


12
Упражнение в чтении текстов.








13
Согласный звук [ж], буква Ж.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство с твердым согласным звуком и буквой.

Осознавать смысл пословицы Где дружбой дорожат, там враги дрожат
Знать букву.
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов; графически обозначать неясные глас-е и согл-е.
Познакомить со звуками (ж(, буквами Жж; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с изученной буквой
Текущий.
Индивидуальный.


14
Упражнение в чтении предложений, текстов.

Урок закрепления знаний.
Рефлексия.
Знать признаки текста. Правописание сочетаний жи-ши.
Осознавать смысл пословицы Где дружбой дорожат, там враги дрожат
Уметь находить ответы на вопросы в тексте. Пересказывать близко к тексту.
Текущий: опрос, пересказ.


15
Согласные звуки[б], [б’], буква Б.

Урок изучения нового материала.
Знакомство со звуком и буквой. Звуко-буквенный анализ слов.

Проявлять интерес к чтению
Уметь подбирать слова с заданным звуком и определять его нахождение в словах (в начале, в середине, в конце).
Познакомить со звуками (б(, (б’(, буквами Бб; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с буквами Зз
Текущий: зрительно-слуховой диктант.


16
Упражнение в чтении предложений, текстов.

Рефлексия.






17
Согласные звуки [г], [г’], буква Г.



Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Знакомство со звуком и буквой. Упражнение в чтении открытых и закрытых слогов, слов.
Осознавать смысл пословицы Не делай другим того, чего себе не пожелаешь
Знать изученные буквы.
Уметь характеризовать согласные и гласные звуки.
Познакомить со звуками (г(, (г’(, буквами гГ; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с изученной буквой
Текущий. Словарная работа.




18
Упражнение в чтении текстов «Гости», «Игрушки», «Кира и Вика».

Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.

Осознавать смысл пословицы Не делай другим того, чего себе не пожелаешь
Уметь образовывать и читать слова с открытыми и закрытыми слогами с твердыми и мягкими согласными.
Текущий: чтение
текста; анализ; пересказ.




19
Согласные звуки [д], [д], буква Д.
Чтение текстов «Садик», « Наш город», «Наш огород».

Урок- закрепление изученного материала.
Отработка навыков плавного слогового чтения.


Гордиться величием и красотой своего города; осознавать смысл труда, понимать смысл пословицы
Уметь читать слова, состоящие из 3-4 слогов; выполнять звуко-буквенный анализ.
Пересказывать близко к тексту.
Познакомить со звуками (д(, (д’(, буквами Дд; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с изученной буквой



20
Буква Й.
Чтение текстов «Лайка и Зайка», «Хороший попугай», «Жадный Вова».

Урок изучения нового материала. Рефлексия.


Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Осознавать, кто такой герой, кого так называют, какие поступки можно считать геройскими; понимать смысл выражения Служить Родине; объяснять смысл пословиц и поговорок о Родине.
Уметь читать слова с буквой Й, читать и понимать текст. Отвечать на вопросы.
Знать, что буква й обозначает звук (й’(, характеризовать звук; читать слова с буквой й; составлять текст по опорным словам
Текущий. Выразительное чтение текста.


21
Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Урок изучения нового материала.
Обозначение мягкости согласных звуков и букв.

Проявлять интерес к произведениям искусства на тему религиозных праздников; осознавать, что совершение добрых дел –это счастье.
Уметь читать слова с Ь.

Знать, что буквы ъ, ь звука не обозначает, читать слова с ъ, ь
Текущий. Звукобуквенный анализ слов с Ь.


22
Упражнение в чтении слов, предложений, текстов «В саду», «Зоопарк».

Урок закрепление изученного материала.
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Осознавать, что правда дороже всего на свете.
Уметь находить в тексте подходящее по смыслу предложение для иллюстрации.

Знать, что буквы ъ, ь звука не обозначает, читать слова с ъ, ь
Текущий. Выразительное чтение текста.


1
Звуки [йэ], гласная буква Е.



Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Гласные звуки и буквы.
Отработка чтения и понимания учебного текста.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, проявлять интерес к книге и чтению, объяснять смысл пословиц.
Уметь различать написание слов лес, лис, леса, лиса, двойное значение слова ели, сравнивать, анализировать. Читать слоги, слова, предложения с изученной буквой, знать, что в слогах-слияниях буква е указывает на мягкость предшествующего согласного; составлять рассказ по опорным словам и иллюстрациям.
Текущий. Словарная работа.




2
Повторение и закрепление введенных понятий.

Урок изучения нового материала.
Гласные звуки и буквы. Отработка чтения и
Осознавать красоту русского леса.
Уметь выполнять графический анализ буквы ё, сравнивать с другими. Читать слоги и слова с этой буквой.
Текущий:
графическая работа


3
Звуки [йо], буква Ё.




Рефлексия.
понимания учебного текста.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, проявлять интерес к книге и чтению, объяснять смысл пословиц.
Выделять звуки (йэ( в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [йэ] на слух, находить его местоположении в слове; находить буквы Ее в текстах.
(составление из схем предложений текста).



4
Упражнение в чтении. Работа с текстом.

Урок повторения, закрепления.



Различение предложения и текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.
Осознавать красоту русского леса.
Знать лексическое значение слов.
Уметь составлять предложения по картинками. Понимать прочитанный текст.



5
Звуки [йа], буква Я.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.

Гласные звуки и буквы, их характеристика.

Отработка чтения и понимания текста.
Гордиться своей Родиной.
Проявлять интерес к чтению








проявлять желание научиться читать самостоятельно, проявлять интерес к книге и чтению, объяснять смысл пословиц
Знать правила о заглавных буквах.
Уметь делать звуко-буквенный анализ слов. Знать, что буква я в начале слова и после гласных обозначает два звука; определять в схеме место буквы я и обозначаемых ею звуков; изменять слова с помощью уменшительно-ласкательного суффикса.


Текущий: подбор слов к схеме.






6
Звуки [йу], буква Ю.

Урок изучения нового материала.


Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой ю.
Читать текст, понимать прочитанное.



7
Упражнение в чтении. Работа с текстом.

Рефлексия.






8
Согласный звук [ц], буква Ц.

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих.
Гордиться своей Родиной.
Уметь делать звуко-буквенный анализ слов с буквой ц.
Читать текст и понимать прочитанное.


Текущий: составление схем слов, слого-звуковой анализ, ударение.


9
Согласный звук [ч], буква Ч.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Правописание буквосочетаний ча, чу.
Проявлять интерес к чтению
Уметь читать слова с буквой ч, буквосочетания ча, чу, чк.




10-11
Чтение текстов «Урок», «Мила и Жучка», р.н. сказки «Курочка Ряба».

Обобщающий урок.

Обобщить и систе-матизировать знания, умения и навыки детей в чтении.
проявлять желание научиться читать самостоятельно, проявлять интерес к книге и чтению, объяснять смысл пословиц
Уметь читать плавно по слогам; анализировать текст, отвечать на
вопросы.
Фронтальный.
Индивидуальная работа.



12
Согласный звук [щ], буква Щ.


Урок изучения нового материала.
Различать согласные звонкие и глухие.
Проявлять интерес к чтению русских народных сказок, задумываться о том, почему герой сказки Иван всегда вознаграждается
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой щ.
Познакомить со звуками (ч’(, буквами Чч; характеризовать звуки по алгоритму, читать слоги, слова, текст с изученной буквой, называть слова с изучаемым звуком в начале, в середине, в конце; рассказывать сказку по иллюстрации
Текущий: анализ элементов по образцу.


13
Упражнение в чтении. Работа с текстом.

Рефлексия.
Правописание сочетаний ща, щу.
Проявлять интерес к чтению текстов в стихотворной форме




14
Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Урок изучения нового материала.
Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста. Выборочное чтение.
Проявлять интерес к русской истории; гордиться своей страной, ее историей; осознавать ценность своей жизни и здоровья; выполнять правила дорожного движения
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой ф.

Познакомить со звуками (ф(, (ф’( буквами Фф; знакомить с правилами дорожного движения; знакомить с историей флота России
Текущий: анализ элементов по образцу.


15
Упражнение в чтении. Работа с текстом.

Рефлексия.






16
Гласный звук [э], буква Э.

Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Гласные звуки и буквы, их характеристика.
Проявлять интерес к русской истории; гордиться своей страной, ее историей; осознавать ценность своей жизни и здоровья; выполнять правила дорожного движения.
Уметь находить слова-междометия (эй, эх). Читать плавно по слогам.
Текущий: графические задания.


17
Буква Ъ. Разделительный твердый знак.

Урок изучения нового материала.
Рефлексия.
Употребление разделительных Ъ и Ь. наблюдение за ролью ъ, его работой.
Проявлять интерес к произведениям искусства на тему религиозных праздников; осознавать, что совершение добрых дел –это счастье.
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с ъ.

Знать, что буквы ъ, ь звука не обозначает, читать слова с ъ, ь
Текущий: подбор слов к схеме.


18
Упражнение в чтении. Тексты «Семья», «В лесу».

Урок закрепления изученного материала.
Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста.




Уметь составлять и читать предложения, короткие рассказы по иллюстрациям в букваре.
Фронтальный: выборочное чтение по заданию.


19=
20
Чтение текстов «Кошка»,«Когда это бывает?», «Котята», «Верный друг», «Светофор», «Что мы сажаем, сажая леса?» «Чиж».



Урок обобщения и систематизации знаний.








на основе выборочного чтения находить в тексте подтверждение своей мысли, ответ на вопрос учителя.
Проявлять интерес к русской истории; гордиться своей страной, ее историей; осознавать ценность своей жизни и здоровья; выполнять правила дорожного движения.

Осознавать, что правда дороже всего на свете.

Правильно называть буквы при чтении; знать, что такое алфавит; определять, о каких буквах алфавита идет речь в стихотворении; называть слова на буквы алфавита.
Тематический. Индивидуальный.











21
«Спасибо, букварь!»


Урок-обобщения
Чтение стихов о букваре, буквах, сценки, песни.
Проявлять интерес к чтению стихотворений
Выразительно читать стихи, называть буквы и обозначаемые ими звуки
Фронтальный. Чтение стихов.











13PAGE 15