Защитное слово к исследовательскому проекту Фразеологизмы — знакомые незнакомцы (4 класс)

Защитное слово.
Диана - Здравствуйте уважаемые учителя, ребята и жюри!
Разрешите представить Вам работу на тему:
«Фразеологизмы: знакомые незнакомцы»
Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил»! - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты «оказал медвежью услугу»,- произносит Зинаида Михайловна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить своё отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.
Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей многие ребята перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Все меньше учеников может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать.В олимпиадных заданиях, которые мы недавно выполняли, нам встретились фразеологизмы, значения которых нам были непонятны.В связи с этим нам стало интересно – а насколько знают фразеологизмы ученики начальных классов.
Поэтому, мы поставили перед собой цель - выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся, употребляют ли их в устной и письменной речи.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретический материал;
провести анкетирование учащихся школы по данной теме;
проанализировать данные и сделать выводы;
создать фразеологический словарь класса;
познакомить с результатами проекта учащихся начальной школы.
Мы выдвинули гипотезу: из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

В своей работе мы использовали следующие методы:
Анкетирование.
Анализ детской литературы.
Сбор информации.
Обобщение полученных в ходе исследования результатов (выпуск фразеологического словаря класса)
Мы считаем, что эта тема будет актуальна во все времена, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

Наташа - Практическая часть нашей работы состоит из нескольких этапов. На первом этапе мы решили выяснить, что знают о фразеологических оборотах учащиеся начальных классов нашей школы. Для этого мы провели анкетирование.
Проведенный опрос показал, что большинство ребят понимает значение фразеологизмов, но выборочно. Ребята не всегда могут объяснить своими словами что означает какое – либо выражение или придумывают свои варианты толкования.
Следует сказать, что из 30 чел. с высоким уровнем понимания фразеологизмов всего 2 человека набрали 14 баллов и 1 человек максимальные 15 баллов. 24 человека имеют средний уровень и 13 человек низкий.
Если исходить из полученных данных, около 72% учащихся слышали эти фразеологизмы, но используют их в своей речи только 36 % детей, то есть половина от слышавших.
Это говорит о том, что ещё есть над чем поработать. И мы думаем, что ребятам интересно было бы узнать значение выражений, при объяснении которых они испытывали трудности в ходе анкетирования.
Проведенная анкета ПОДТВЕРЖДАЕТ НАШУ ГИПОТЕЗУ: среди фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. И это только на примере 11 фразеологизмов, наиболее известных.
Мы пришли к выводу, что, для того чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, узнать происхождение и значение некоторых фразеологизмов. Поэтому, следующий этап - создание своего фразеологического словаря.
Побывав в школьной библиотеке, мы попросили у библиотекаря Тамары Ивановны фразеологический словарь.
Такие издания, по-нашему мнению, не могут заинтересовать учащихся начальных классов (мелкий шрифт, без иллюстраций, а все примеры употребления фразеологизмов в литературе приведены из произведений, изучаемых в старшей школе).
Цель создания нашего словаря - познакомить ребят с тем, что ранее мы узнали сами. Работали над созданием словаря не покладая рук. Для этого обращались к ИНТЕРНЕТУ, фразеологическим словарям под редакцией Степановой М.И., Жукова В.П., беседовали с родителями, учителями. А, самое главное, исследовали детскую литературу.

Мы провели конкурс рисунков, выбрали лучших художников, отобрали материал для иллюстрирования. Наш словарь получился необычным, а точнее, НЕПРАВИЛЬНЫМ. Наши художники показали, как не надо толковать фразеологизмы. Получилось интересно, смешно, а главное понятно, почему нельзя «разбирать» фразеологизмы на отдельные слова и объяснять значение каждого слова (Приложение)
Заключение
Диана - И в заключении хотелось бы сказать:
Фразеологизмы окружают нас с самого детства т.к. встречаются во многих произведениях для детей. В ходе работы мы пришли к выводу: далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Достаточно мало наших сверстников употребляют фразеологизмы в своей речи. Мы считаем, что это обусловлено тем, что целенаправленно фразеологизмы в школе не изучаются. Мы считаем, что данная тема актуальна и имеет практическое значение и надеемся, что данное исследование заинтересует ребят и поможет им увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.
Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.
Наташа - Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета. Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях. Задачи, поставленные перед нами, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Жизнь идёт вперёд, и сегодня появляются новые устойчивые выражения, связанные с профессиональной деятельностью людей. Например: активная жизненная позиция- это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Таким образом, фразеология постоянно развивается и пополняется.В дальнейшем мы хотели бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Результаты данного исследования могут быть полезны как ученикам, так и педагогам.

Спасибо за внимание!










13PAGE 15


13PAGE 14115