Научно-исследовательский проект Как растения пьют воду? (3 класс)


Городской конкурс проектов младших школьников
«Гости из будущего»
Научно-исследовательский проект
«Как растения пьют воду?»
Выполнил ученик 3 «Г» класса
МАОУ «Средняя школа №6»
Верхотурцев Максим.
Научный руководитель:
Назмиева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
1 квалификац. категории.
Когалым 2013
Оглавление.
Аннотация.
Введение. ………………………………………. с. 1
Как растения пьют воду? ……… с. 2
Мои исследования. ……………….. с. 3
Познавательные опыты. ………. с. 4
Результаты эксперимента. ….. с. 6
Мои размышления. ……………… с. 7
Список использованной литературы.
Аннотация.
Научно-исследовательский проект посвящен изучению удивительного свойства растений пить воду даже тогда, когда их срезают (лишают корней). При этом особое внимание уделяется возможности использования этого свойства растений в практической жизни. Содержание проекта включает в себя следующие блоки: «Научная теория: как растения пьют воду»; «Мои исследования" – практическая часть проекта, которая включает в себя серию опытов по изучению и применению этого свойства; «Познавательные опыты», в которых применяется исследуемое свойство растений. Проект рассчитан на детей и взрослых, которые любят цветы и хотят заботиться о них.
Введение.
Актуальность. Мы живем в городе Когалыме. Наш небольшой, но чистый, уютный и очень красивый город находится на севере России. Я очень люблю гулять по городу летом, когда он украшен цветами, высаженными на клумбах. Но у нас долгая зима и короткое лето. Поэтому наша семья очень любит комнатные растения. Каждый год, перед отъездом в отпуск, для нас особенно актуальным становится вопрос о поливе. Как сделать, чтобы наше длительное отсутствие не повлияло на свежесть растений, как сохранить их зелень и красоту?
Цель исследования: узнать, как растения пьют воду и как это свойство можно использовать в практической жизни.
Задачи исследования:
Изучить литературу о питании растений, о свойствах воды;
Провести серию опытов по изучению как растения пьют воду и возможности использования этого свойства для «самополива» растения и изменения цвета растения;
Доказать возможность создания необычного букета с изумительно яркими цветами;
Узнать как можно использовать результаты эксперимента в практической жизни.
Методы исследования:
Чтение книг, самостоятельное обдумывание, поиск в Интернете;
Эксперимент;
Наблюдение;
Анализ и обобщение результатов.
Объект исследования: растения (комнатные и срезанные).
Проблемные вопросы:
Почему срезанные цветы еще некоторое время не вянут, если стоят в вазе с водой?
Можно ли изменить цвет растения, изменив цвет воды?
Как сохранить комнатные цветы, если нужно уехать в отпуск?
Гипотеза. Предположу, что растения обладают некоторыми «волшебными» свойствами, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Речь идёт о способности растений, которых лишили корней, пить воду. Именно этим свойством пользуются флористы при создании букетов из цветов с необычной окраской.
1. Как растения пьют воду?
В детской энциклопедии я прочитал, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля, поднимаются от корней к листьям. Это возможно благодаря испарению воды растением с помощью листьев. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила, которая обеспечивает непрерывный ток воды из корневой системы к надземным органам. У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества, образующиеся в процессе фотосинтеза сверху вниз к корням. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений - от огромных деревьев до скромного цветка. Благодаря этой способности растений, букет, поставленный в воду, живёт и еще какое-то время радует глаз своим первозданным видом. Чтобы убедиться в этом, я провёл ряд опытов.

2. Мои исследования.
Опыт 1. Правда ли, что растения обладают сосущей силой?
Описание опыта. Я взял хлопковый шнурок, пропустил его через пластиковую трубку, чтобы избежать испарения. Затем поместил один конец верёвки в бутылку, а другой в землю, где находится растение. Стал наблюдать. Через несколько дней количество воды в бутылке заметно уменьшилось. Опыт показал, что растения действительно обладают сосущей силой.

Вывод. Если растения способны к «самополиванию», то почему бы не сделать такие нехитрые приспособления для полива растений, когда мы летом уезжаем в отпуск.
Мною было исследовано 100 квартир нашего дома. Выяснилось, что комнатные растения есть в 94 квартирах. В 6 квартирах растения не выращивают.

Я интересовался, кто поливает цветы, когда люди уезжают в отпуск?В результате анкетирования выяснилось, что 11 семей оставляют своих «питомцев» на долгое время без воды. А ведь это вредно для жизни растений.

Итог. Я рассказал семьям, которые вообще не поливали цветы, что можно использовать такую форму полива. Это несложная конструкция поможет растениям и они не погибнут.
3. Познавательные опыты.
Опыт 2. Используя свойство растений пить воду даже после того как их срезали, я решил провести опыт по окрашиванию растений в необычный цвет.
Описание опыта.
1. Я наполнил стаканы водой. Добавил в каждый из них пищевой краситель определенного цвета. Поместил туда цветы.
37719007048500

2. Через некоторое время окрашенная вода поднялась по стебелькам растений вверх и окрасила их лепестки в разные цвета.



В конце эксперимента я обследовал каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.

Опыт №3. Можно ли окрасить лепестки в разные цвета?
Описание опыта. Я разделил стебель цветка на две части. Одну часть поместил в стакан с красным красителем, вторую – с синим красителем. Через несколько часов получил великолепный результат.

Вывод. Таким способом можно создать необычный букет с изумительно яркими цветами.
Опыт №4. Бумага сделана из дерева. Дерево – это растение. Может ли бумажный цветок с помощью воды раскрыть свои лепестки, как живой?
Описание опыта. Я вырезал цветок из бумаги, согнул его , прижав лепестки (закрыл цветок). Затем поместил закрытый цветок в миску с водой. Стал наблюдать. Через некоторое время лепестки стали медленно открываться. Почему так происходит? Вода проникает через поры бумаги. Заполнив дно бумажного цветка, она поднимется, давит на сгибы и заставляет лепестки открыться.

4. Результаты эксперимента.
В результате проведенных экспериментов я узнал, как растения пьют воду; почему сорванные цветы, поставленные в воду, могут некоторое время сохранять свою свежесть; как можно изменить цвет растений, если захочешь создать оригинальные окрашенные букеты; как организовать полив растений, когда надолго уезжаешь в отпуск.
Моя гипотеза подтвердилась. Растения действительно обладают уникальным свойством пить воду, даже после того, как их срезали.
Вывод по ходу эксперимента. Так как вода движется по сосудам растений, повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
5. Мои размышления. Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома, лекарстве или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить дом и защитить его от неприятностей. Цветы помогают развить творческие способности. Комнатные цветы очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод...
Список использованной литературы.
Большая детская энциклопедия .Растения - М.; 2009г.
Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
«Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами»/ Стивен У. Мойе – М.; 2007г.
Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
«Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» / Глен Веччионе - М.; 2010 г.