Конспект урока по математике Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз


Автор:Салыкова Алла Ермекпаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
КГУ «СШ.№4им. М. Маметовой»
отдела образования Фёдоровского района
Костанайской области
Стаж:29 лет
Контактная информация:87054187752707808 salykowa@mail.ru
Предмет: Математика
Класс: 3 «Б» класс
Дата:29.09.2015 год

Тема
Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз

Цели

-Формировать умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз, применяя стиль мышления, характерным для математики: его абстрактность, обоснованность, строгость.
-Совершенствовать устные вычислительные навыки табличного умножения и деления (2-4).
-Воспитывать волевые качества, такие как ответственность, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность,
Формировать УУД:
- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Тип урока
Открытие новых знаний

Основные понятия
Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз

Межпредметные связи
Окружающий мир

Ресурсы:
- основные



- дополнительные

-учебник «Математика» 3 класс авт.Т.К.оспанов, Ш.Х. Курманалина,Ж.Т.Кайынбаев,Б.М.Косанов,К.А.Ерешева,М.В.Маркина; изд.Алматы «Атамaра
- Т.К.Оспанов, М.В.Маркина,И.И. Свидченко, Ж.К.Астамбаева, Г.Т.Кремкулова « Математика». 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
- презентация к уроку
- карта полушарий
-музыкальная физминутка
- алгоритм самооценки
- листочки (4 штук)
- 4 карточки для индивидуальной работы
- счётный материал

Формы работы
Фронтальная , индивидуальная, парная, групповая

Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- организовать планирование учебной деятельности на уроке.


1. Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
2. Составление плана учебной деятельности.
- Вспомним правила поведения на уроке.


- Для чего нужно соблюдать эти правила?

- Девиз нашего урока:






- Значит, мы


– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

- Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
Читают девиз
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Значит, мы открываем что-то новое.
- Вспоминаем то, что знаем; определяем основной вопрос урока;
открываем новое знание; применяем новое знание.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД).
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний
(10 мин.).
Цель: организовать актуализацию знаний, умений,
навыков по пройденным темам
Устный счёт (диалог ученик – ученику)























Самостоятельная (инд.) работа по карточкам
- Какой наш 1 шаг?
1. По данному ряду чисел задайте друг другу вопросы.
8 36 32 12 14 16 40 21














- Какое было задание?
Оцените, как вы с ним справились?
- что учились делать?


2.Решите уравнения примеры, задачи.

Коллективная проверка
Оцените, как вы справились с заданиями?
- что повторяли, выполняя данные задания делать?

- Вспоминаем то, что знаем.
Задают вопросы друг другу и отвечают:
– Найдите самое большое число.
– Самое маленькое.
– Можно ли разделить на группы
– Назови эти числа в порядке возрастания
- увеличь числа 3 на 3 ед.
- уменьши числа на 1 дес
Представьте числа в виде разрядных слагаемых
-назови примеры на умножение с данными ответами.
Выполняют самооценку.
Работают несколько учеников у доски самостоятельно.
Выполняют самооценку.

.
Представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых,
знать таблицу умножения на 2-4;
знать числовой ряд;
Увеличивать и уменьшать числа на несколько раз











Решать упражнения пройденного материала для повторения и закрепления.
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

-Применять приобретённые практические знания, умения и навыки.
















Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


III. Формулировка темы, постановка цели урока
(3 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы и постановку цели урока.
через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
-Что известно, а что новое?



-Рассмотрим внимательно краткое условие задачи.
Что вам известно, а что для вас новое?
Определяем основной вопрос урока.
-вспомним памятку по решению задачи



Ответы детей

Научиться решать задачи нового вида.
-повторяют алгоритм решения задач.


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Открытие нового знания
(5 мин)
Цель:
-обучение решению задач нового вида.










·












Стр. 33 № 1,2 (задачи на слайде 6).





























- Сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила общения.
- Обсудите в группе способ решения задачи. Запишите на одном листке.
- Какие есть версии решения задачи?
Прочитайте решение каждого, выберите верное решение и сравните с решением вашей группы.

- Согласны с этой версией? Почему?

- Кто нам поможет проверить предложенные версии?
- Версия какой группы была верной?
- Какое новое знание мы открыли?





-

Проговаривают правила (по 1 человеку).

Работают в группах. Высказывают свои предположения, зафиксированные на черновиках.
- Руководитель озвучивает результат работы группы.





Учитель


Читают решение выбирают верное решение.
Когда в условии задачи говорится об увеличении в несколько раз, мы умножаем, а когда об уменьшении в несколько раз-делим.
-уметь анализировать задачу
-уметь проводить поиск плана решения задачи
-уметь реализовать план решения задачи
-уметь осуществлять контроль и коррекцию решения




Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Высказывать своё предположение;
-Приводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы.
(Регулятивные УУД).

V. Физминутка
(2 мин)
Цель: снять напряжение и усталость у учащихся
Физминутка «Пингвинчики»
- включает фонограмму и физминутку
Дети повторяют движения

-обеспечить кратковременный активный отдых для продолжения мыслительной деятельности

VI. Первичное закрепление
(15 мин)
Цели:
- организовать первичное применение нового знания.

Стр. 36 № 3 (а,б)






-Карта полушария
(для общего кругозора)

-Блиц опрос
Стр.35 №6





- Какой наш следующий шаг?
Слайд 9.
- Прочитайте самостоятельно задачу.
-О чём говорится в задаче?
-Показ географических названий на карте
Организует выбор верного ответа.
-Оформите задачу в тетрадях

-Составьте обратные задачи



1. Какое было задание?
2.Удалось выполнить задание?
3.Задание выполнено верно или с ошибками?
4. Какую отметку ты можешь себе поставить?
- Применяем новые знания.

Самостоятельно читают задачу.

Работают в парах (5 мин).
Оформляют условие, решение задачи в черновике.
Руководители озвучивают результат работы пары.
Исправление ошибок.
Выбор правильного решения
Запись решения у доски правильно выполненных учеников.
Выполняют самооценку по алгоритму.

- проводить первичный анализ задачи:
-Устанавливать связь между данными и искомыми:
-узнавать типы задач:
-Проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом;
-оформлять решение;
-Обобщать результаты решения



Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).




Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности;

Фиксирование нового содержания урока.





- Какая тема урока была?

- Какое новое знание открыли?




– Что нового узнали?
- Что показалась вам самым интересным на уроке
- самым трудным.
Как бы вы оценили свою работу

- Решение задач нового вида

Когда в условии задачи говорится об увеличении в несколько раз, мы применяем действие –«умножение», а когда об уменьшении в несколько раз –«деление».

Выполняют самооценку по алгоритму.
Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз
-умение осуществлять самоконтроль и самооценку;
Рефлексию своей деятельности



Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Домашнее задание
(3 мин)
Цель:
- организовать выполнение д/з.

Д/З Стр. 36 № 5

Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.
Слушают инструктаж по выполнению и оформлению.

Уметь точно применять алгоритмические предписания, правила, образцы.








Краткий самоанализ урока
Урок цели достиг благодаря чётко поставленным целям к каждому этапу урока и планируемым результатам как по предмету, так и к УУД.
В научной литературе давно признано, что деятельность не бывает без цели, т. е. любая деятельность всегда имеет определенную цель. Наряду с этим в педагогической литературе отмечается, что на уроке осуществляются две деятельности учителя и учащихся, и каждая из них имеет свое название: преподавание и учение.
На данном уроке ученик не ставит перед собой цель изменяя что-то, обеспечить свое развитие. Он просто стремится, например, решая задачу нового вида, получить уже известное интеллектуальное наслаждение, радость открытия, доказать правильность своего подхода, найти ответы на собственные вопросы, которые беспокоят его и т. п. В процессе всего этого и благодаря этому он развивается, растет, т. е. осуществляется его становление как личности.
Выполняя задания, ученики высказываются по-разному. Одни соглашаются с мнениями одноклассников, другие доказывают истинность противоположной точки зрения, но самое главное дети сами изъявляют желание говорить, добровольно включаются в речевую деятельность. 
Опыт составления и применения таких заданий показывает, что они способствуют созданию в классе естественных условий, при которых ученик добровольно включается в деятельность, посредством которой учитель достигает своей цели. Сначала эта деятельность стимулируется заданием учителя, а затем в процессе обмена мнениями во взглядах учеников возникают противоречия, которые побуждают их к новым, добровольным речевым поступкам. В подобных условиях у каждого ученика возникает цель: доказать истинность своего мнения, опровергнуть мнение другого как ошибочное и т. п. Именно эта цель и побуждает ученика к самостоятельной речевой деятельности. Иными словами, задания должны быть составлены так, чтобы в процессе их предъявления и выполнения у учащихся произошло целепорождение. Предлагая такие задания, заранее определяю цели для учеников, а также выбираю методы и приемы, создающие условия, при которых у учащихся происходит порождение цели. Для достижения намеченной им самим цели ученик «добровольно» включается в речевую деятельность, а это именно то, к чему стремится учитель


15