Презентация Казахская одежда как отражение образа жизни народа


 ТЕМА:« Национальная одежда казахов как отражение образа жизни народа» Подготовила ученица 8 «в» класса МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова»Ахметкалиева Джамиля Руководитель: Кашетова Айфану Амержаевна – учитель технологии МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» Работа посвящается народным умельцам, мастерам, которые создавали моду и стиль народов живущих на чуйской земле «По одежке встречают»…знаем мы. Хотелось прикоснуться к творчеству народных умельцев и посмотреть на прошлое глазами современной школьницы. Полистав страницы исторических источников и просторы интернета, а также послушав рассказы бабушки и учительницы, я открыла многое, что казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности и образ жизни народа. Национальная одежда казахов прекрасна! Все чаще к ним обращают взоры художники – модельеры, конструкторы. Современная одежда, созданная по национальным мотивам всегда оригинальна и неповторима. Цель: Раскрыть влияние образа жизни казахов на национальную одежду   Задачи: 1. Рассмотреть виды национальной одежды 2. Изучить материалы 3. Сравнить народную одежду с современной одеждой   Общие Сведения о казахской одежде   Казахская национальная одежда имеет богатую историю, при этом актуальна по сей день. Она всегда отличалась простотой и рациональностью. Для национальной одежды казахского народа были характерны общность форм для всех социальных слоев, но со строгой регламентацией по социальному статусу и возрасту. Издревле казахские умельцы создавали своеобразную, самобытную, очень удобную одежду. Национальная одежда казахов разнообразна и оригинальна. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался, развитие его основных форм происходило как под влиянием окружающей среды, условий жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, так и с учетом потребностей кочевой жизни,— таких, например, как необходимость подолгу находиться в седле в одежде, не стесняющей движений. Этими и другими факторами объясняются его простота, практичность и целесообразность, подчеркнуто указывающие на его происхождение в местной степной среде. Казахи ценили шкуры куланов, сайгаков и тигров, а также темные меха – енота, выхухоля, соболя, куницы и белые – горностая и хорьков. Самыми дорогими мехами были меха соболя и куницы, остальные ценились дешевле. Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов – тон. Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик». Меховая шуба, крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом невесты. Она называлась «бас тон». Шубы из меха покрывались сукном, шелком, парчой и т.д. и различались по названию ткани или по цвету. Только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром, - кок тон. Одежда казахов Халат Шили шубы и из шкур домашних животных. Делали шубы и из козьих шкур. Из них выщипывали длинные волосы, оставляя подшерсток. Шуба называлась кылка жаргак. Из козьих шкур казахи выделывали замшу и шили из нее халаты, легкие плащи и штаны. Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. Шекпен - плащ Войлок один из традиционных материалов верхней одежды в казахском национальном костюме. Кроме овечьей шерсти в одежде казахов широко использовалась верблюжья шерсть. Старинным видом одежды является шекпен – свалянный из верблюжьей шерсти широкий и сравнительно длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шекпены делали из неокрашенной шерсти (желтые, белые) и окрашенной в синий, пурпурный и другие цвета. Парадные шекпены, как правило были из окрашенной шерсти, их швы обшивались галуном. Шапан - халат Халат – шапан – основной и древний вид одежды казахов, один из составных элементов казахского костюма. Шапан носили и мужчины и женщины. Халаты шили не только из замши, но и из привозных шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Платье женщины - казашки Женщины—казашки носили в прошлом нераспашную рубаху - койлек (көйлек), по обыкновению тоже туникообразного покроя, но более длинную и широкую, чем у мужчин, с глухим воротом и прямым разрезом спереди, застежкой у горла. Воротник женского платья всегда был отложным, но со второй половины ХIХ века его заменили стоячим. В это же время появляются ставшие потом общепринятыми девичьи платья с двумя - тремя рядами оборок — косетек (косетек) дословно – «с двумя подолами». Оборочками украшали и концы рукавов, иногда воротников. Платья косетек –платья с двумя подолами Одежда женщины - камзол Замужней женщине считалось не к лицу носить платье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как девушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью. Правда, молодая женщина могла носить богато отделанные нагрудники - кокрекше (көкiрекше) из плотной ткани, надеваемые на платье под безрукавку; жаулык (жаулық) головной убор от крытого типа, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, перекрещенные концы которого закидывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у девушек, платья без оборок: камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой — капсырмой (қапсырма), нередко и на пуговицы. Рубашка и штаны джигита Изысканностью отличался костюм джигита, для него шили рубашку - койлек (көйлек) со стоячим воротником из белой хлопчатобумажной ткани. В боку под рукавами рубашки вставлялись ластовицы — колтыкша (қолтықша) в виде треугольников. Штаны — дамбал с «широким шагом» из того же материала, что и рубашка, имели вид прямоугольного «мешка» с двумя длинными, чуть сужающимися книзу штанинами со вставкой — клином (үшкiл) в соединении. Верхние края штанин подворачивали, чтобы в них можно продеть поясок. Головные уборы казашек Незамужние женщины носили «такия» - маленькие шапочки из ткани, и борик – шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или нашивками из бус, кораллов. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Головные уборы – такия и саукеле Саукеле Саукеле — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века. Саукеле являлся самым дорогим элементом свадебного казахского национального костюма невесты. Дорогие саукеле оценивались в 1000 рублей или в сто отборных коней. Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжение четырех или пяти лет. Саукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шелком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями — рубинами, жемчугом, кораллами. Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами Саукеле – головной убор кимешек Через год после замужества женщины начинают носить более простой, практичный и удобный головной убор — «желек». Это упрощенное саукеле, он имеет твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивается глазетом или обертывается фольгой, украшается привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов. После рождения детей, молодая женщина переходит к третьему виду головного убора — «кимешек». Его обычно носят в возрасте 25-45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью. Кимешек – главный головной убор казахской женщины. Он олицетворяет ее честь, совесть. Иманизм, защищенность, открытость, вкус. Положение, авторитет. Кимешек – головной убор Тымак - малахай Тымак- малахай, мужской зимний головной убор из овчины, пушнины, имеющий особый крой. К основной макушечной части пришивались четыре меховые полосы. Боковые полосы закрывали уши, передняя опускалась на лоб, а задняя, самая широкая и длинная закрывала шею и часть спины. Раньше казахи могли по тымаку определить из какого жуза человек. Тымак – священный головной убор. Его нельзя обменивать. В былые времена недоношенного младенца держали в тымаке ровно столько дней, сколько ребенок был недоношен. Калпак - шляпа Калпак – летом же носили шляпу из тонкого белого войлока – калпак – конусообразный головной убор с узкой высокой тульей. Закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин. Нижние части отгибались. Образуя широкие поля. Их обшивали полосой материи. Камшат борык – бобровая шапка Следующий головной убор – разновидность весеннего и осеннего мужского головного убора – шапка – борык. Борык – древнейшее слово, происходит от слова «боры» - волк. Волк, как известно, древний тотем тюркских племен. По форме шапка борык бывает круглая с высоким конусообразным верхом или из нескольких клиньев с усеченным верхом. Шапки типа борык носили и девушки, только у них они были украшены подвесками и пучком перьев филина. Казахи такую шапку называют камшат борык – бобровая шапка. Обувь К кочевому образу жизни была приспособлена и обувь. Зимние сапоги, высокие, с широким голенищем, надевались поверх войлочных чулок. Летние сапоги были с каблуками, у старинных носки были загнуты. Обувь молодых женщин укращалась аппликацией, вышивкой. Пожилые люди предпочитали мягкие кожаные безкаблучные сапожки – масы. Поверх массы надевали кожаные туфли или галоши. Выводы Казахская народная одежда вобрала в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев. Казахская одежда в основном приталенного силуэта, подчеркивающая осанку казахского народа. В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения. В нем нашли отражение пульсирующий образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался, развитие его основных форм происходило как под влиянием окружающей среды, условий жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, так и с учетом потребностей кочевой жизни,— таких, например, как необходимость подолгу находиться в седле в одежде, не стесняющей движений. Этими и другими факторами объясняются его простота, практичность и целесообразность, подчеркнуто указывающие на его происхождение в местной степной среде. В настоящее время национальные формы одежды в нашем районе дольше всего сохранялась у людей старшего возраста, в селах Жана – Аул, Тобелер. Старики также одевают шапаны, борык, масы. Пожилые женщины также носят платья, которые носили в прошлом веке казахские женщины. А парадную одежду надеваем на праздники.   Заключение Ну вот и все. Я нашла ответы на все свои вопросы. Мне понравилось работа над выбранной темой. Я благодарна всем, кто помогал мне в этом. Это и моя бабушка, учительница, интернет – помощник. Национальная одежда казахов это отражение образа жизни. Сейчас мы ведем оседлый образ жизни. Но в селах одежда у стариков такая же. Также актуальны шапаны – халаты, также мы дарим их почетным гостям издалека. Такие же платья у моей бабушки, сшитое самой. Такие же сапоги кожаные мягкие, с калошами – масы носят старики. Все виды современной одежды вышли из народной одежды.