Конспект урока по изобразительному искуссву Город сквозь времена и сраны, 7 класс


Тема урока « ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ»
Образы материальной культуры прошлого
Задачи урока:
Формировать представление о смене стилей как отражении эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.
Учить понимать образно-стилевой язык архитектуры.
Развивать художественно-аналитическое мышление
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;
• уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;
• создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру.
Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью;
• планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Коммуникативные:
• учиться задавать вопросы;
• использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
• определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;
• проявлять познавательную активность;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности . Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся. Формы: индивидуальная, фронтальная
Материалы: карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов, фотоизображения; ватман; журналы, фото. Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентации «Канон архитектуры», «Архитектурный стиль». Фотографии и репродукции зданий различных стилей.
Основные понятия и термины
Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
Организационный момент
Беседа
- Рассмотрите фотографии различных зданий. Найдите в них несколько отличий.
- Очень давно люди научились строить своё жилище. Развивался человек, развивались наука и опыт, традиции, новые технологии меняли облик городов, зданий, пока не возникли те города, в которых живём мы сегодня.
Познакомимся с этапами, которые прошла мысль человека, от пещер до небоскрёбов!
Слушают учителя. Рассматривают здания и отвечают на вопросы, находят отличия архитектурных стилей
Фронтальная
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города
II. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
Организует эвристическую беседу.
- С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить». См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 106.
Херсонес - древний античный город. Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 2-6.) - Колонны - неотъемлемая часть любого античного города. Сделайте зарисовки колонн. Беломраморный мир античных строений представал в облике яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады.
Микены - город-крепость, построенный во 11 веке до н. э. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты.
Эфес - древний город.
- Каковы основные характеристики античного зодчества?
Во-первых, это непременное наличие колонн. (Колония богатого греческого города Гераклеи Понтийской.)
Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.)
В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 7-9.)
- Выполните зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий. Соедините прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами. Создайте аппликацию образ античного здания.
- Предлагаю на листе ватмана, по прямоугольной сетке улиц, расположить получившиеся здания. Сравним его с городом того времени!
В итоге, словно по волшебству, стали возникать монументальные, четко симметричные здания. Просчитывалось и выверялось все: пропорции высоты и ширины сооружения, количество колонн с боков здания и в соответствии с этим их число на фасаде. Вычислялся в каждом отдельном случае даже диаметр колонн.
Древние Афины. В результате раскопок на землях Анатолии были найдены сотни античных городов. Некоторые из них до сих пор не подняты на поверхность, и на месте их обнаружения ведутся археологические работы.
Одно из старейших поселений в мире, известное ученым, находится на землях Анатолии - это Гёбекли -Тепе. В результате исследований в Гёбекли- Тепе был обнаружен храм, возраст которого превышает 11 000 лет. Хаттушаш - один из старейших городов Анатолии, предположительно был построен 5000 лет назад, отличался старейшими работами в области искусства и архитектуры. (Ворота в городе Хаттушаш.) В западной Анатолии было найдено множество древнейших полисов Эгейской цивилизации. Самый известный из них - Троя - был основан 5000 лет назад. Сегодня мы смотрим на архитектуру античности как на застывшие формы, подчиненные жестким, упорядоченным канонам. (Панорама Каппадокии.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 10-14.)
 Обмен мнениями.
Знакомятся с античным городом как эталоном для подражания. Выполняют зарисВыполняют зарисовки
Вырезают из белой бумаги элементы здания
и выполняют аппликативную работу. Соединяют получившиеся здания в единый город Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: понимают значение архитектурно-простраиственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности ПI. Творческая практическая деятельность
Практический, Творческий поиск
- Перед вами изображения различных зданий. Сейчас вы будете знакомиться с различными архитектурными стилями. По мере того, как вы будете узнавать о стиле, каждая команда будет выбирать соответствующие здания. 1-я команда - здания в готическом стиле,
2-я команда - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4~я команда - барокко, 5-я команда - классицизм и б-я команда - модерн.
Разделимся на команды и начнём.
См. ресурсный материал (2) к уроку (с. 106) и презентацию «Архитектурный стиль».
-А теперь каждая команда выполнит коллаж - город из произведений одного выбранного архитектурного стиля, кроме зданий, можно использовать фотографии и вырезки из журналов различных предметов одного стиля.
-Внимательно про читайте задание в учебнике на странице 101
Делятся на 6 команд, смотрят презентацию, подбирают здания определённого стиля.
Из собранного материала и принесённых на урок журналов и фотографий создают коллаж
Групповая работа
Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.
Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над коллажем
IV. Итоги урока. Рефлексия
Анализ работ учащихся
Организует выставку работ.
-Расскажите о вашем городе. Что особенного в стиле ваших зданий и улиц? Что объединяет ваш город в единое целое?
Оформляют выставку своих работ. Рассматривают работы. Каждая команда рассказывает о своём коллаже
Фронтальная работа. Групповая работа
Познавательные: умеют рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.
Комунуикаmuвnые: используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; излагают своё мнение, понимают позицию другого. Регулятивные: оценивают конечный результат, степень и способы достижения цели.