Рабочая программа Музицирование. Баян. Аккордеон

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Званновская детская школа искусств»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
(ФОРТЕПИАНО, БАЯН, АККОРДЕОН, ТРУБА)
Срок реализации 5(6) лет




ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ БАЯН.
МУЗИЦИРОВАНИЕ»
Срок реализации 2 года





















с. Званное
2016 год

«Рассмотрено»
Педагогическим советом
МКОУДО «Званновская ДШИ»




(дата рассмотрения)
«Утверждаю»
Директор МКОУДО «Званновская ДШИ»

_______________ Борозенец С.И.



(№ приказа, дата утверждения)





Разработчик: Поливиченко Людмила Ивановна - преподаватель муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Званновская школа искусств»






Рецензент:




























Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;

II. Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;

Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;

VI. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

V. Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;



I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету по выбору «Музицирование» является составной частью Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Инструментальное исполнительство. Фортепиано. Баян. Аккордеон.Труба»
Занятия по учебном предмету «Музицированию» проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО «Званновская ДШИ» Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  музицированя
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  музицирования т.е. подбор по слуху и транспонирование.
Задачей школы искусств является воспитание творчески активного, гармонически развитого человека. Общее музыкальное развитие включает в себя следующие разделы: обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, музыкального кругозора учащихся, привитие навыков чтения с листа, игры в различных ансамблях, подбора по слуху, то есть навыков практического музицирования
Данная программа стимулирует детей к творчеству, к максимальному раскрытию потенциала учащихся, способствует успешной личностной и творческой  реализации в различных жизненных сферах. Новые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах. Умение музицировать даёт ученикам возможность почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в музыкальной школе.  
Срок реализации учебного предмета «Музицирование» 
Срок реализации учебного предмета "Музицирование" по 5(6)-летнему учебному плану составляет 2 года(1-2класс обучения)
Возрастная группа детей на которую расчитана данная программа 9-11 лет.
Объем учебного, времени  предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музицирование» 0,5 часа в неделю (20 минут).
Количество учебных недель-34
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, урок.
Цели и задачи учебного предмета «Музицирование»
Цель программы:
воспитание музыкального слуха учащихся, как мелодического, так и гармонического, помочь учащимся   овладеть элементарными навыками подбора по слуху мелодии и аккомпанемента и транспонированию их в различные тональности, то есть освоению навыков практического  музицирования.
 Задачи программы:
   - Всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей      учащихся.
   - Достижение возможности художественного самовыражения учащихся.
   - Осуществление межпредметных связей.
    - Решение социальных задач – повышение коммуникабельности детей, воспитание морально-этических принципов социального поведения.
Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по предмету «Музицирование» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения в школе, так и после окончания ее. Содержание предмета «Музицирование» не противоречит требованиям и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку основу профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения:
-   словесный (объяснение, разбор, анализ);
-   наглядный (показ, демонстрация);
-   практический (воспроизводящие и творческие упражнения);
-   прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  II.  Содержание программы и годовые требования по классам.
  Процесс музицирования неотделим от специальных знаний, поэтому на уроках по развитию творческих навыков изучается практически весь теоретический материал, который должен быть применён и закреплён на практике. Он разработан и отобран так, чтобы учащиеся могли осознать, запомнить и сыграть, то есть применить на практике полученные теоретические сведения. Принципиально важно, чтобы приобретённые  практические навыки явились критерием успешного освоения  теории, ведь разлад, разрыв между полученными знаниями и их практическим  применением и является основной причиной неумения играть по слуху.
       Освоение творческих навыков ведётся параллельно с решением общих задач – работой над постановкой рук, аппликатурой, ритмом, темпом, звукоизвлечением, штрихами, соотношением ведущей партии и сопровождения, выразительностью исполнения и т.д. Оно ни в коей мере не  противоречит требованиям, предъявляемым ученику на уроках по специальности. Это две составные единого целого, которые не противопоставляются,  не подмениваются друг другом.
За  время обучения преподаватель должен научить ребёнка самостоятельно подбирать несложные мелодии и аккомпанемент к ним, уметь играть их в различных тональностях. Ребёнок же, с внедрением этой программы, получает возможность развивать свою творческую индивидуальность, активно осваивать более широкий спектр программных произведений в меру своих потребностей и возможностей.
Занятия музицированием предполагают включать в себя разнообразный музыкальный материал, различный по тематике и содержанию: песни военных лет, лирические, патриотические, детские, туристические, образцы русских и зарубежных народных песен и романсов. Они могут быть использованы выборочно, в зависимости от вкусов и эстетических наклонностей учащихся. Репертуар может быть расширен за счёт появления новых популярных произведений. 
Содержание предмета «Музицирование» синхронизировано с содержанием предмета музыкальный инструмент (баян, аккордеон), преподаваемое параллельно.
Такая межпредметная связь обеспечивает комплексное слуховое, эмоциональное развитие учащегося и обуславливает его художественно творческий рост.
Так как предмет имеет очень тесную взаимосвязь со специальностью (музыкальным инструментом), особенно на начальном этапе обучения, рекомендуется проводить его по расписанию в непосредственной близости со специальностью.
Более углубленно отдельные виды работ осваиваются в рамках программ «Предмет по выбору», дающего возможность учащимся развивать умения в выбранной области.
Годовые требования по классам.
Содержание предмета «Музицирование» синхронизировано с содержанием предмета музыкальный инструмент (баян, аккордеон), преподаваемое параллельно.
Такая межпредметная связь обеспечивает комплексное слуховое, эмоциональное развитие учащегося и обуславливает его художественно творческий рост.
Так как предмет имеет очень тесную взаимосвязь со специальностью (музыкальным инструментом), особенно на начальном этапе обучения, рекомендуется проводить его по расписанию в непосредственной близости со специальностью.
Более углубленно отдельные виды работ осваиваются в рамках программ «Предмет по выбору», дающего возможность учащимся развивать умения в выбранной области
1 класс
I.Чтение с листа.
В первом полугодии – развивать технику чтения на основе «графического» видения текста:
а) систематически играть на уроках несложные народные попевки и песенки, изложенные на одной строке,
б) изучать и отрабатывать ритмические группы (структуры) классического и джазового направления.
Во втором полугодии – приобретать навыки чтения на один такт вперед пьес, изложенных для двух рук, опираясь на анализ текста.

II.Подбор по слуху:

Мелодическое эхо в тональностях До, Соль, Фа, Ре мажор (пропеть, затем подобрать на инструменте), подбор одноголосных мелодий, построенных на I, II, III ступенях, постепенно расширяя диапазон в пределах октавы (поступенное движение, движение по звукам трезвучия, использование интонационных моделей).
Использование ритмических и мелодических игр «Нота за нотой», «Фраза за фразой».

III.Транспонирование.

Транспонировать подобранные по слуху и прочитанные с листа пьесы в изученные тональности.

IV.Игра в ансамбле.

Игра в ансамбле с преподавателем простейших пьес классического и джазового направления.


2 класс.

I.Чтение с листа.
1) Продолжать развивать навыки восприятия «графического» текста и ритмических структур.
2) Играть, видя на один такт вперед пьесы, соответствующие по сложности пьесам за первый класс.

II.Подбор о слуху.
Подбор не сложных одноголосных мелодий включающих интервалы в пределах октавы, с аккомпанементом Т-D-T, T-S-D-T в мажоре и миноре.

III.Транспонирование.
Транспонирование мелодий сложности за первый класс.

IV.Игра в ансамбле.
Игра в ансамбле с преподавателем или с другим учащимся. 2-3 произведения различных направлений.

V.Аккомпанемент.
Игра аккомпанемента по буквенным обозначениям несложных детских и народных песен.

III. Формы и виды контроля, системы оценок     
  Качество образования подтверждается результатами освоения программы учебного предмета. Успешность обучающихся оценивается по уровню достижений планируемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. Все формы и методы контроля и система оценки результатов освоения данной программы направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего исполнить музыкальные произведения в ансамбле на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание:Основными видами контроля являются: текущий контроль успеваемостии промежуточная аттестация.
      Основные методы контроля -  игра на инструменте.
      Текущий контроль по учебному предмету «Музицирование» направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется во внутри-урочной форме (исполнение фрагмента или целого произведения), На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
-         отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
-         качество выполнения домашних заданий;
-         инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
-         темпы продвижения.
При текущем контроле успеваемости акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений обучающихся, успешности усвоения ими программы на данный момент времени.   На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Критерии оценок:
5 (отлично): осмысленное исполнение,  артистичность,  сценическая выдержка; понимание стиля, выразительность исполнение, умение объяснить тональный план и используемые функции в подобранном произведении.
 4 (хорошо):  осмысленное исполнение,  артистичность,  сценическая выдержка, понимание стиля, выразительность исполнение, неточное объяснение тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
 3 (удовлетворително):  исполнение с большим количеством  недочетов, малохудожественная игра,  незнание тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
 
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Музицирование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного репертуара;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение разбираться в тематическом материале;
показать гибкость, пластичность, удобство в исполнении музыкального произведения.

V.Методическое и материально- техническое обеспечение
 
Методические рекомендации педагогическим работникам;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы по предмету музицирование в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда:
учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади ( не менее 6 кв.м) и уровню освещения, температурному режиму;
музыкальные инструменты – баяны и аккордеоны разных размеров по возрасту учащихся;
пюпитры для нот;
стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;
подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;
аудио- и видеоаппаратура.
Наличие библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).


VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор,
1979
Беляков В., Стативкин Г Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980
. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978
Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973
Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Г несиных, 2004
Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975
Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М., 1974
Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004