Конспект открытого коррекционного занятия “Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор”


Подготовила: учитель-логопед высшей категории Гладких Т.В., МБДОУ детский сад №28
Конспект КНОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор”
Цель: Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму, кубанскому фольклору.
Задачи обучающие:
Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии разных её частей.
Познакомить с казачьими пословицами и поговорками, загадками, песнями и танцами.
Задачи развивающие:
Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, русскому фольклору
Задачи воспитывающие
Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края.
Оборудование:
Ход занятия :1.Самомассаж
С добрым утром, глазки,Поглаживают закрытые глазки.
Вы проснулись.Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.
С добрым утром, ушки,Поглаживают ушки.
Вы проснулись.Прикладывают ладонь к ушам.
С добрым утром, ручки,Поглаживают руки сверху вниз.
Вы проснулись.Встряхивают кистями рук.
С добрым утром, ножки,Поглаживают ножки сверху вниз.
Вы проснулись.
Глазки – смотрят, смотрят;Прикладывают ладонь к глазам.
Ушки – слушают, слушают;Прикладывают ладони к ушам.
Ручки – хлопают, хлопают;Хлопают ручками.
Ножки – топают, топают.Топают ножками.
Я проснулась!Потягиваются высоко.
2. Развитие общей моторики. «Бабушка Маланья.» Все образуют хоровод и говорят:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей и все без бровей,(руками провести над бровями)
С такими ушами,(разводят руки в стороны)
С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)
С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)
С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )
Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)
На нее глядели.
3.Основная часть.
-Ребята посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, кто изображен на ней? (казак и казачка, слайд 1)
-Национальная кубанская одежда очень древняя. Как вы думаете что носили казаки?
(слайд 2)
- Как назывались штаны которые носил казак?((шаровары). В них удобно было скакать на лошадях.
- Eщё казаки носили черкеску чёрного цвета с широкими отворотами на рукавах. Черкеска - верхняя мужская одежда, которая одевается сверху рубахи.
- Ребята, а знает ли кто нибудь как это называется? ( показываю башлык)
-Правильно ребята, а называется это – башлык (Тёплая накидка с длинными концами.)
- А это что такое?(бурка)
- Бурка - это плащ без рукавов из войлока
- А какой головной убор носили казаки?(на голове носили шапку, фуражку и т.д.)
- Шапка казака называлась кубанка.
- Что вы видите на груди черкески ?(на груди черкески находятся газыри)
-Что такое газыри?(это кармашки для патронов)
- Вот так выглядел казак раньше, а вот так выглядит он сейчас.(показ слайдов 3,4)
-А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью - казачку.(слайд 5) Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски(слайд 6) Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Одежду шили из ситца, щелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
(слайд 7)Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. - Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?(Костюм состоял из юбки и кофты.)
- Из какого материала шили одежду?(Одежду шили из ситца, щелка, бархата.)
-Какие детали украшали одежду?(Внизу юбка украшалась оборками, кружевами.
-Как украшались кофты, блузки?(Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом).
- Какой головной убор носили казачки? (платок)
- Как в праздники одевались казачки?(На праздники казачки одевали самые нарядные костюмы)
- Ребята, а сейчас вы получите карточки с заданием: ” Раскрась костюм казака”
- Куда же одевали казаки и казачки самые нарядные свои одежды?(на праздники ).
- Вспомните и перечислите названия народных праздников.( Пасха, масленица, рождество.)
- Что делают они на праздниках?(Песни поют , водят хороводы, играют в игры ).
-Вот и мы с вами поиграем.
Физкультминутка. Игра “Перетяжка”
(описание игры: играющие делятся на 2 группы . Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).- В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи . Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками . А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах ,как настоящие казаки и казачки.
- Так как мы с вами говорили о казаках и их традициях, давайте узнаем какие пословицы и поговорки они использовали. Мне нужна ваша помощь (слайды 9-17)
- В казачьем фольклоре есть загадки (слайд 18)
- А ещё казаки очень любя петь(слайды 19-20)
- Сочиняют частушки(слад 21)
- Ну и, конечно же, танцуют(слайд 22)
4. Итог занятия.
- О чём говорили сегодня на занятии? Какую казачью одежду вы запомнили?