Урок Куда ведет нас песня (1 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНСПЕКТ УРОКА
1 КЛАСС
3 ЧЕТВЕРТЬ: «КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»»
ТЕМА УРОКА: «КУДА ВЕДЕТ НАС ПЕСНЯ» - 1 УРОК
ТИП 1 УРОКА: ВВОДНЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: «кит песня» ведет в оперу.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть понятие оперы.
- повести детей к понятию того, что знакомые им «три кита» - песня, танец, марш – могут привести их в такие «музыкальные страны», как опера, балет, симфония.- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: проектор и мультимедийная доска, презентация по теме урока, фонохрестоматия за 1 класс.
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;
выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
ХОД УРОКА
Учебная ситуация (этапы урока) Музыкальный материал Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) - Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Тише, тише, тишина
Только музыка слышна.
- Все готовы к уроку? Начнем наше занятие. Ответ детей:
Тише, тише, тишина
Только музыка слышна Личностные
2.Актуализация знаний Беседа (введение в тему)
- Ребята, вы помните, какие сова из волшебных сказок Древнего Востока, помогали открывать двери? (Сезам, откройся).
- Волшебные слова: «Сезам, откройся!» - обладали волшебной силой, которая раскрывала двери всех домов и дворцов, ведущие в чудесные, заколдованные царства. Весь мир был доступен счастливцам, владевшими этими волшебными словами.
- С этой четверти мы будем входить в мир большой музыки, как вы думаете, кто будет нашими проводниками, в мир музыки, кто будет открывать перед нами все двери? (три кита – песня, танец, марш). Ответы детей: Сезам откройся
Ответы детей: песня, танец, марш
Коммуникативные
3.Постановка целей, темы «Семеро козлят» заключительный хор из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваль Обобщение: Нашим «Сезам, откройся!» будут «три кита». Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки. Перед ним раскаются ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию, в музыку, написанную для театральных спектаклей и кинофильмов.
Постановка проблемного вопроса
- И сегодня один из китов поведет вас в ваше первое путешествие в большую музыку, а какой вы скажите мне сами, послушав музыкальное произведение (слушание заключительного хора «Волк и семеро козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят). Слушание Регулятивные
4.Решение учебной задачи (объяснение нового материала) «Тема Мамы-козы» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваль Беседа
- Какой музыкальный кит прозвучал? (кит песня).
Обобщение: Кит песня. Сегодня проводником в большую музыку будет кит песня, а куда он нас поведет мы узнаем чуть позже.
- Скажите, пожалуйста, а прозвучавшая песня, какая по характеру? (веселая, задорная, игривая).- А о ком эта веселая, игривая, задорная песня, давайте послушаем еще раз (повторное слушание).
- О ком эта песня? (о семерых козлятах, как они играют, резвятся, веселятся).
- Что выразила нам музыка песня? (музыка выразили характер козлят).
- Какие козлята по характеру? (характер у козлят веселый, резвый, игривый).
Обобщение: Сейчас мы будем разучивать эту песню, которая выразила веселый, задорный характер козлят.
- А вы запомнили, как зовут козлят? (Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш).
Распевание и работа по фразам, работа над выразительностью
(Исполнение условных трех частей по разному: первую – решительно, с подчеркиванием сильных долей и острого пунктирного ритма, с очень твердым произношением согласных («Се-ме-рро…», «ве-се-ло..»; вторую – легко, с юмором, с акцентами на вершине каждого двутакта, которые совпадают с произнесением козлят; третью – более плавно, с распевами, с постепенным крещендо к кульминации. Можно обратить внимание на то, что слова прыгать и бодаться поются будто козлята не хотят показать, что они поют о своем баловстве, а второй раз – задорно и весело).
Создание проблемной ситуации
- Сейчас мы разучили песню, которая называется «Семеро козлят» - это хор из детской оперы «Волк и семеро козлят», а написал эту оперу - М. Коволь (показать портрет).
- Ребята, «кит песня» привел нас, в какую область музыки? (в оперу).
- Ребята, что вы знаете об опере? (варианты ответов).
Обобщаю: Опера – музыкальный спектакль, где герои не говорят, а поют (запись в тетрадях).
- А теперь мы начнем знакомиться с главными героями оперы М. Коволя «Волк и семеро козлят».
Создание проблемной ситуации
- Сейчас в класс войдет один из героев оперы, а кто, вы скажите мне сами, прослушав тему этого героя (слушание «Темы Мамы-козы» из оперы «Волк и семеро козлят»).
- Как вы думаете, кто пришел к нам в гости? (варианты ответов).
- К нам, из оперы, пришла Мама-коза.
Беседа
- Какая музыка темы Мамы-козы по характеру? (ласковая, мягкая, нежная…).
- А какую песню она поет своим козлятам? (колыбельную).
- Какая Мама-коза по характеру? (нежная, ласковая, добрая…).
- Скажите, характер музыки, выразил характер Мамы-козы? (да).
Обобщение: Музыка нам нарисовала образ, музыкальный портрет Мамы-козы, выразив ее характер – ласковый, нежный, мягкий, через характер музыки.
- А сейчас мы разучим тему «Мамы-козы».
Работа над песней
(Необходимо добиться большей напевности в соответствии с песенным характером мелодии. Для этого необходимо хорошо пропевать гласные).- С детской оперой «Волк и семеро козлят» мы с вами встретимся еще на следующих уроках.
Ответы
Повторное слушание
Ответы
Ответы
Ответы
Вокально-хоровая работа
Ответы
Работа с тетрадями
Слушание
Ответы
Ответы
Ответы
Ответы
Вокально-хоровая работа
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
5.Подведение итогов
- Так куда привел нас сегодня «кит песня»? (в оперу).
-А, что такое опера? (Опера – музыкальный спектакль, где герои не говорят, а поют).
Обобщение: Сегодня перед нами открылись ворота в большую страну – оперу. Опера – музыкальный спектакль, где содержание раскрывается языком песни. Ответы Регулятивные
Коммуникативные
6.Домашнее задание - Выучить определение оперы. 7.Рефлексия - Все молодцы. Давайте вместе ответим на вопросы:
1. Кто заслуживает сегодня оценки…
2. Мне было интересно…
3. Мы сегодня узнали…
4. Мне было трудно…
5. Довольны вы своими ответами… Ответы Коммуникативные
Регулятивные
Личностные