Предупреждение невнимательности у школьников


Предупреждение невнимательности
у школьников
Учитель математики МОУ «Гимназия №1 »
Пискарева Раиса Ивановна
город Железногорск Курской области
Прежде чем говорить о невнимательности, необходимо на наш взгляд рассмотреть, что такое внимание. Тогда яснее будет и природа невнимательности, и способы ее устранения.
Внимание – это общая способность сознания. Она состоит в том, что человек может направлять своё сознание на определённый объект и сосредотачиваться на нём определенное время.
Во внимании проявляется избирательность нашего сознания. Возьмём такой пример. Ребёнок учит урок и одновременно слушает разговор родителей. Ели внимание ребёнка направлено на урок, то этот разговор он слышит «краем уха». Полностью воспроизвести то, о чём говорили родители, ребёнок не может. Но вдруг разговор родителей переходит на его поведение. Картина меняется: внимание ребенка переключается на содержание разговора.
Чем сосредоточеннее внимание на каком-либо деле, занятии, тем это дело, занятие эффективнее, продуктивнее. Недаром педагоги прошлого называли хорошо воспитанное внимание первой добродетелью детства.
На чём же «держится внимание школьника во время урока»? Прежде всего, на новизне, привлекательности изучаемого материала. Учителя хорошо знают, что привлечь внимание школьников можно ярким примером, неожиданным поворотом в изложении. Это так называемое непроизвольное внимание. Но не всякий учебный материал педагог может преподнести интересно. Тогда школьник должен проявить так называемое произвольное внимание.
Если строить внимание на основе одного лишь интереса, но никогда не научишь школьников применять волевые усилия. Они будут внимательными только к тому, что им интересно и ново.
В том же случае, когда педагог, сообщая новый материал, рассчитывает только на произвольное внимание, ребята быстро устают, внимание их истощается и усвоение малоэффективно. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому , чтобы ребята на уроке попеременно проявляли произвольное и непроизвольное внимание.
Важно учитывать, что внимание – показатель направленности человека, его склонностей, увлечений. Непроизвольное внимание точно кажет учителю, в каком направлении развивается ученик.
Внимание – также показатель психического состояния человека. Его психическую активность, тонус.
Назовём основные свойства внимания. Главные из них – это его концентрация т. е. степень сосредоточенности человека на чём-либо; устойчивость, т. е. продолжительность сосредоточенного внимания; переключаемость, т. е. возможность быстрого или медленного перехода внимания с одного объекта на другой; распределение, т. е. одновременное сосредоточение внимания сразу на двух или нескольких объектах. Приведём примеры. Вот ученик читает привлекательный роман, он сосредоточен, забыл все на свете, ему не мешают ни разговоры родителей, ни шум в соседней «квартире». Это глубокая концентрация внимания. А вот ученик стал готовить домашнее задание по нелюбимому предмету. И всё сразу изменилось, теперь ему мешает шум в соседней квартире, за окном разговор родителей.
Если двум чем-нибудь увлеченным людям задать простой вопрос, то их реакция может быть разной: один не отрываясь от дела, быстро ответит на него, другой же будет долго думать и не сразу найдет ответ. У второго человека недостаточная переключаемость внимания.
Старшеклассники могут слушать рассказ учителя и, если надо, конспектировать его или заниматься посторонними делами. Это не мешает им достаточно внимательно слушать. Ученики же первых классов, если внимательно слушают рассказ учителя, ни чем другим заниматься не могут. Они не умеют распределять внимание.
Теперь ясно, что мы подразумеваем под словами «хорошо воспитанное внимание»: это достаточный уровень развития основных свойств внимания, преобладание произвольного внимания над непроизвольным.
Остановлюсь на одной распространённой ошибке, которая может послужить причиной появления у ребёнка невнимательности как устойчивого качества. Многие воспитатели и родители дают детям так много игрушек и книжек, что у них возникает так называемое «скользящее внимание». Они не могут надолго сосредоточиться на чём- нибудь. Этим детям нужна достаточная смена впечатлений, игр и. т. д. Если им предлагают во что-нибудь поиграть, они хватают то одну игрушку, то другую, принимаются то за одну игру, то за другую. Точно также и с книгами. Родителям и педагогам надо помнить о разумной мере развлечений и игр. Это, по существу, профилактика невнимательности.
Каковы же виды невнимательности? Мы остановимся на трёх: ослабленность внимания, отвлекаемость и рассеянность.
Ослабленность внимания – очень серьёзный дефект. Основная причина – ослабленность или нарушения деятельности коры головного мозга. Ослабленность внимания может быть временной, а может носить органический характер, т. е. быть постоянным свойством. Обычно во втором случае ослабленность внимания сопровождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, плохим сном.
Функциональная, т. е. временная, ослабленность внимания может возникнуть у школьника в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после болезни, хронического переутомления.
Как же надо поступать в случае ослабленности внимания у школьников? Главное, конечно же устранение причины – болезни, переутомления, недосыпания и т. д. Такому ребёнку настоятельно рекомендуются частые прогулки, тихие спокойные игры на свежем воздухе. Родители и нередко учителя допускают две типичные ошибки. Первая состоит в том, что взрослые, решив, что ребёнок выздоровел, спрашивают с него полной мерой. Это неправильно. Ребёнок ещё долгое время может уставать, быть недостаточно сосредоточенным. В таком случае важно установить: не может или не хочет ребёнок быть внимательным. Вторая ошибка состоит как раз в противоположном подходе. Школьник давно выздоровел, его все оберегают, не позволяют заниматься в полную силу.
Второй вид невнимательности – отвлекаемость. Она выражается в том, что школьник не может сосредоточить свое внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребенок сосредоточен довольно долго, но малейшая помеха – и он отвлекся. Понаблюдайте за таким ребенком. Вот он выполняет домашнее задание. За полчаса успевает и почитать книгу, и посмотреть в окно, и помечтать, и сделать ещё много разных дел. Однако этот школьник не может спокойно и внимательно поработать над домашним заданием и выполнить его. Что же можно предпринять в случае такой невнимательности.? Прежде всего нужно ограничить излишнюю подвижность ребенка. Пусть он перед уроками поиграет или погуляет. Но когда начинается урок или ребенок садится выполнять домашнее задание, то никаких лишних движений ему не рекомендуется. Важно приучить такого ребенка к порядку. Он должен заранее приготовить необходимые принадлежности, разложить учебники, тетради, заправить ручку. В процессе учебной работы ничто не должно мешать ребенку, отвлекать его.
Надо ограничивать развлечения, отвлекающие школьника от учебных занятий. Как часто в школе и особенно дома ребенок получает чересчур много впечатлений во время просмотра телепередач, чтения, игр. Спору нет, все эти занятия нужны и важны. Но сейчас речь идет об их мере. Лишние впечатления отвлекают школьника от его главных обязанностей и нередко делают просто невозможным успешное обучение.
Наконец, последний вид невнимательности – рассеянность, которая имеет две разновидности. Первая – ёё можно назвать мнимой рассеянностью – заключается в том, что человек настолько глубоко сосредоточен, погружен в свои дела, что не замечает всего остального. Именно такую рассеянность имеют в виду, когда говорят о рассеянности многих ученых. Так про выдающегося физика Ампера говорили, что он, уходя из дома, вешал табличку «Хозяина нет дома». Подходя к своему дому и прочитав записку, он нередко уходил прочь.
Конечно, такая рассеянность нередко доставляет человеку большие неудобства. В случае подобной рассеянности наблюдается плохая переключаемость, недостаточное распределение внимания. Но при этом есть громадное достоинство: очень глубокая концентрация внимания, т. е. его высокая сосредоточенность, делающая продуктивной ту деятельность, которой человек занимается. Кстати, такая рассеянность нередко бывает у школьников старших классов. Она свидетельствует о склонности к сосредоточенному труду в какой-то определенной области. Надо постоянно приучать таких школьников к переключению внимания, к увеличению его объёма
А теперь - об истинной рассеянности. Этот вид невнимательности определяется прежде всего недостатком сосредоточенности и устойчивости внимания. Рассеянный человек не может глубоко сосредоточить свое внимание, оно носит у него поверхностный характер. Недостаточна у него и интенсивность внимания. Рассеянность, как и другие виды невнимательности, осложняет жизнь человека.
Рассеянный ученик не может надолго и глубоко сосредоточиться на уроке, при выполнении домашнего задания, не может вникнуть в суть материала, который изучает. Короче, ему трудно заниматься таким делом, которое требует от него глубокого сосредоточения.
Нередко возникает вопрос: не наследуется ли рассеянность? Как выяснилось, нет. Рассеянность, как и все виды невнимательности (кроме случаев болезненных нарушений внимания, скажем у умственно отсталых детей) формируется жизненным опытом человека в результате его неправильного воспитания. Одной из самых распространенных причин возникновения рассеянности у ребенка является личный пример родителей и других близких людей. Вряд ли у рассеянных родителей вырастит не рассеянный сын. Ведь основой первоначального психического развития ребенка является подражание (на нем, в частности, основана сила примера). Малыш развивается, овладевает внешним миром во многом благодаря подражанию. Так подражая своим рассеянным родителям, он легко может стать рассеянным.
Как же бороться с невнимательностью детей? Прежде всего, нужно помнить следующее. Родители и педагоги должны изучить индивидуальные особенности внимания и невнимательности ребенка и действовать, сообразуясь с ними.
Очень важно правильно организовать режимные моменты (сон, труд и отдых), не допускать перегрузки, переутомления ребенка.
Непроизвольное внимание, как известно, вызывается и поддерживается непосредственным интересом. Поэтому развитие у ребенка интересов – важнейший фактор при воспитании внимательности. Правда, здесь надо избегать обилия интересов поверхностных, мимолетных, которые могут повести к тому, что школьник будет всем увлекаться и все бросать на половине, не доводить ни одного дела до конца.
Произвольное внимание основано на волевых усилиях школьника. Сильная воля – залог активного внимания.
Если у школьника есть серьезная цель, то и внимание у него будет сосредоточенным. Бесцельное занятие не может вызвать активного, устойчивого внимания.
Надо систематически тренировать внимание школьников, постепенно приучать их быть внимательными и в неблагоприятных условиях. Многие школьники имеют «избалованное» внимание: в хороших условиях они могут быть внимательными, но когда например, шум, им трудно сосредоточиться. Причем, школьники считают, что это естественно.
Внимание – залог успешной деятельности, полной реализации возможностей человека. Бороться с недостатками внимания, воспитывать у школьников внимательность – одна из важнейших задач учителя.