Урок обобщения и систематизации знаний по математике в 6 классе на тему Сложение и вычитание смешанных чисел


Сложение и вычитание смешанных чисел
6 класс
Цели урока:
общеобразовательные
обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложениеи вычитание смешанных чисел»;
отработка умений и навыков выполнения действий с обыкновенными дробями;
отработка умений применять полученные знания при решении задачна сложение и вычитание смешанных чисел
развивающие
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
развитие умения оценивать результаты выполненных действий
воспитательные
воспитание интереса учащихся к предмету, расширение их кругозора;
воспитание самостоятельности и ответственности за общее дело
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока:урок-путешествие
Формы обучения:коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, электронное приложениек уроку – презентация «Древнее послание обыкновенных дробей», карточкис заданиями
Ход урока:
1.Организационный момент
(слайд № 1)
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок –мы отправимся в путешествие. И как пройдет это путешествие зависит только от вас. Может быть, для кого-то оно будет немного трудным, но мы все вместе постараемся справиться с этими трудностями и преодолеть все препятствия.
(слайд № 2)
Чтобы спорилось нужное дело,Чтобы в жизни не знать неудач,Мы в поход отправляемся смелоВ мир загадок и сложных задач.Не боимся, что путь будет труден,Не беда, что идти далеко –
Достижения крупные людямНикогда не давались легко!
Что обычно берут с собой в путешествие? (ответы детей) Вот и мы возьмем рюкзак с нашими знаниями. Скажите мне, пожалуйста, ребята, а какие знания, о чем есть в ваших рюкзаках знаний? (знания об обыкновенных дробях)
2.Сообщение условий путешествия
Ребята, дроби появились в глубокой древности. Посмотрите, как, например, изображали дроби древние египтяне:
(слайд № 3)
А вот в Древнем Китае вместо черты дроби использовали точку:
(слайд № 4)
Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись обыкновенных дробей был итальянский математик Леонардо Пизанский, наиболее известный как Фибоначчи.В 1202 г. он ввел слово «дробь».
(слайд № 5)
А вот названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 13 веке Максим Плáнуд – греческий монах, ученый-математик.
В русском языке слово «дробь» появилось ещё раньше в 8 веке. Оно происходит от глагола «дробить» – т.е. разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (17 век) дроби так и назывались – «ломанные числа».
Учение о дробях всегда считалось очень трудным. Немцы до сих пор говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попалв дроби».
Обыкновенные дроби из далекой древности оставили нам с вами, ребята, послание и спрятали его в старинном сундуке.
(слайд № 6)
Вам интересно, что написано в этом послании? Тогда нам нужно открыть все замки, которые висят на сундуке. А для этого мы должны добыть семь ключей, выполняя задания с обыкновенными дробями. Ну что, ребята, отправляемся на поиски ключей? Тогда в путь! Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите дату нашего путешествия. Сегодня 29 октября 2015 г.
3.Игра-путешествие
Задание № 1.
И вот первое задание: посмотрите внимательно на предложенные выражения. Какое из них вы считаете лишним? (Первое выражение разность,а остальные суммы; во втором выражении дроби с разными знаменателями,а в остальных – с одинаковыми; в последнем выражении слагаемые – смешанные числа, а не дроби.)
(слайд № 7)
Давайте вспомним правило и устно найдем значение каждого выражения. (Выполнение задания)
Молодцы, ребята! Вы легко справились с первым заданием и получаете первый ключ. Но это была только разминка. Настоящие испытания вас ждут впереди.
Задание № 2.
Было выполнено сложение обыкновенных дробей. Какими могли бытьих знаменатели? (По одному ученику выходят к доске, выполняют свои примеры, затем всем классом обсуждаем решение)
(слайд № 8)
А теперь похожее задание, но только с вычитанием.
И это задание вам оказалось по плечу, и вы получаете второй ключ.Ну что идем дальше, за третьим ключом?
Задание № 3.
Найдите ошибки при выполнении сложения и вычитания обыкновенных дробей. (Ученики записывают правильное решение в тетрадях, при этом один ученик комментирует решение)
(слайд № 9)
Задание № 4.
Чтобы добыть очередной ключ, мы проведем математическую дуэль«Ты – мне, я – тебе». Вы должны были приготовить к нашему уроку примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей. Все приготовили примеры? Тогда выходим парами к доске и решаем примеры своего соперника. Стараемся сделать это быстро и правильно.
(слайд № 10)
Задание № 5.
Все немного мы устали,
Настало время отдыхать.
Предлагаю вам усталость
Физминуткой сейчас снять.
38 ; 213 ; 109 ; 72 ;534 ; 1117 ; 29 ; 457 ; 1010 ;13 ; 619 ;1512 ; 154 ; 211 ; 87 ;7920 ; 38 ;345 ; 1818(слайд № 11)
Задание № 6.
Заработать следующий ключ вы сможете, если составите задачи, которые решаются выражением:
(слайд № 12)
(Ответы учащихся)
А теперь придумайте задачи на вычитание.
Задание № 7.
Самостоятельная работа (в ноутбуках) с последующей проверкой
(слайд № 13)
4.Подведение итогов. Выставление оценок
Итак, вы справились с самостоятельной работой, и настало время открыть сундук и прочитать древнее послание обыкновенных дробей. Но это послание не совсем обычное. Оно музыкальное.
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны,
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
5.Рефлексия деятельности на уроке
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Достигли ли мы с вами поставленной цели урока?
– Какие знания использовали для достижения цели?
– Всё ли у вас получалось?
– В чём были затруднения?
6.Домашнее задание
Назовите натуральное число от 3 до 12, натуральное число от 5 до 9, натуральное число от 6 до 10. Давайте из этих чисел составим смешанное число, например, … (ответы учащихся) Составить от 3 до 5 выраженийна сложение и вычитание смешанных чисел следующим образом: первое число мы уже определили – это … Затем выбираете действие «сложение» или «вычитание» и подбираете второе число. Результат первого выражения – начало второго выражения и так далее.