Доклад: Компоненты информационной культуры и применение их в обучении младших школьников


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Доклад на тему:
« Компоненты информационной культуры и применение их в обучении младших школьников»

Подготовил:
учитель начальных классов
Лебедькова Елена Викторовна
Кашира 2016
(Слайд 1) Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом
Придя в школу ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться таким замечательным инструментом, как Интернет, применять свои знания, всему этому должна научить ребенка начальная школа. Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на занятиях внеурочной деятельности и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.
Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационной культуры должны являться: (Слайд 2)
организация игрового моделирования ситуаций;
организация проектной деятельности школьников.
(Слайд 3)
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения несомненна. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод игрового моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. (Слайд 4) Используя игровой тренажёр по ПДД, учителя проводят практические и обучающие мероприятия, где дети на практике с помощью пособий, дидактических игр создают дорожные ситуации, изучают и закрепляют свои знания и умения. Игры на тренажёре позволяют ребёнку реализовать свои возможности: он фантазирует, думает, познаёт законы реальной жизни, активно пополняет знания о правилах поведения на дороге, обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.
организация проектной деятельности школьников.
( Слайд 5) Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и так же обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.
   Наша  работа относится к разделу окружающий мир.
Поставили следующие  перед собой цели и задачи: ( Слайд 6)
узнать историю возникновения компьютера;
выяснить, кто создает компьютерные игры;
узнать, какие виды компьютерных игр существуют;
выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;
составить рекомендации для родителей по выбору игр.
Гипотеза: Какое место занимает компьютер в жизни ребенка?
Поставили перед собой проблемный вопрос:
Выяснить, пользу или вред приносят компьютерные игры ученику? (Слайды 7,8 )План работы:
Посещение библиотеки и подбор литературы
Изучение литературы 
Узнать историю возникновения компьютера
Узнать, в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде или пользе компьютерных игр   
 Формы представления результатов исследования
Слайды
Фотографии (Слайды 9,10, 11 )Результаты теста
Среди форм организации учебного процесса могут быть:
- учебное сотрудничество;
- работа в малых группах;
- работа в проектных группах;
- самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На уроках русского языка для кодирования и хранения информации по запоминанию словарных слов можно использовать метод эйдетики. (Слайд 12)
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. ( Слайды 13, 14)

Внедрение информационных технологий основано также на учете  возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.
При условии систематического использования информационных технологий в  учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
( Слайд 15,16 ) В своей работе я использую сравнительно новые в начальной школе формы проведения учебных занятий, которые решают специфические, только им свойственные задачи по воспитанию информационной культуры младших школьников: учебные экскурсии в музеи, по историческим местам; урок в библиотеке, школьном музее. С целью гармоничного развития информационных умений школьников на уроке я обеспечиваю следующие условия:
мотивирую информационно-поисковую деятельность обучающихся;
Я создаю на уроке проблемную ситуацию. В процессе коллективного разрешения проблемной ситуации «происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей».
организую изучение некоторых тем (особенно по предмету «Окружающий мир») с помощью проектов.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
( Слайд 18) Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.