Базовые компоненты информационной образовательной среды


Базовые компоненты информационной образовательной средыЕ.В.АкчуринаЭлектронное приложение к семинару по развитию ИОС в образовательной организации

Понятие информационной образовательной среры в ООИнформационная образовательная среда – это не просто образовательная среда, выраженная в информационной форме, а её представление в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженная в документированной форме и методически адаптированных для образования.ИОС – это информационная образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.

К базовым компонентам ИОС относятся:учебная компонента;компонента оценки результатов обучения;методическая компонента; внеучебная компонента; административная компонента; организационно-управленческая компонента.



Учебная компонентаПредставляет собой программно-информационный, коммуникационный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс.Содержит систему инф.-образовательных ресурсов, структурированную в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Проектирование, построение и функционирование учебной компоненты должны осуществляться в строгом соответствии с комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического, дидактического, методического и технологического характера. Компонента оценки результатов обученияВключает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему и представляют собой широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний. Методическая компонентаСодержит методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения. Электронная библиотека метод. ресурсов должна иметь свободный доступ и быть открытой для пополнения.В качестве подсистемы методической компоненты может быть выделена научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся (например, проекты, собранные под рубрикой «В помощь учителю»). Внеучебная компонентаВключает:средства информирования уч-ся и педагогов о планируемых и проводимых внеучебных меропр.;информационные средства поддержки деятельности классных руководителей;средства информационного обеспечения внеучебного общения учащихся;информационные средства, необходимые для проведения культмассовых и спортмероприятий;средства управления внеучебной деятельностью.Информационные технологии способствуют поднятию на более высокий уровень всех внеучебных мероприятий, не связанных непосредственно с содержанием ОУД. Административная компонентаВходят различные программные системы. Например, программа составления расписания, система бухучёта, средства расчёта учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных об учителях, уч-ся и средствах обучения. Кроме того, включаются норма-тивные документы, регламентирующие деятельность ОО, стандарты, законодательная база и другие правовые документы. При этом все составляющие данной компоненты должны быть доступны всем участникам образовательного процесса.Может включать в себя несколько подсистем. Например, систему диагностики психол. факторов, которая анализирует эмоционально-психологический климат в школе, формирование учебно-познавательной мотивации и развитие познавательного интереса уч-ся, удовлетворенность родителей качеством предоставляемых школой ОУ. Организационно-управленческая компонентаПредставляет собой систему внутреннего управления информатизацией и организация прямой и обратной связи с другими компонентами и субъектами образования.Кроме того, данная компонента выполняет справочную функцию. От информатизации образования к информационной образовательной средеРазвитие информационной среды определяется как информатизация, которая по праву называется главным двигателем и условием прогресса. Проекцией информатизации общества в образовании является его информатизация, т.е. информатизация образования. Информационная образовательная среда является в значительной мере следствием информатизации общества и информатизации образования.
Информационная образовательная средаИнформационно-образовательная среда обучения позволяет реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу не только учащихся, но и всего педагогического коллектива образовательной организации.
Информационная образовательная средаВ современной педагогической науке информатизация образования рассматривается в двух методических аспектах:технологическом (как «целенаправленно организованный процесс»);психолого-педагогическом (как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой»).

Информационная образовательная средаИнформатизация образования – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем информационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает её проникновение во все стадии образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных организаций, но и информатизация предмета образования.
Информационная образовательная средаИнформатизация образования является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, информатизация образования создаёт условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его информационную образовательную среду.Таким образом, информационная образовательная среда является продуктом информатизации образовательной сферы, результатом применения к ней информатизации образования как функции. Информатизация информационной образовательной среды – это её естественное развитие.

Спасибо за внимание!