Диагностический материал и критерии оценивания психосоциальной зрелости дошкольников

Определение уровня психосоциальной зрелости дошкольников
Фамилия, имя сребёнка:
Дата рождения:
Классный руководитель:
Методика №1. Психосоциальная зрелость

1 балл - правильный ответ на все подвопросы пункта.
0,5 балла - правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Комментарии


0,5
1
2
3


Назови свои фамилию, имя, отчество






Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы






Кем работает твоя мама (папа)?






Где ты живешь, назови свой домашний адрес?




За полный домашний адрес с названием города – 2 балла

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?






У тебя есть брат(сестра)? Кто старше?






Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?




Если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл. Если он отвечает с точностью до месяцев – 3 балла

Сейчас утро или вечер (день или утро)?






Когда ты завтракаешь -вечером или утром? Обедаешь -утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?






Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?




За обоснованный ответ с перечислением 3 признаков – 2 балла. До 3 признаков – 1 балл

Когда можно кататься на санках –зимой или летом?






Почему снег бывает зимой, а не летом?






Что делают почтальон, врач, учитель?






Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?




За каждое правильное указание применения школьной атрибутики – 1 балл

Ты хочешь пойти в школу? Почему?




Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?






Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?






Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?






Каких зверей ты знаешь, каких птиц?






Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?






Что больше: 8 или5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.






Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?




За правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою» – 2 балла

Оценка результатов

24 - 29 баллов
«Школьно-зрелые» дети

20 – 23 баллов
средний уровень школьной зрелости

15 – 19 баллов
условно-неготовые к школьной жизни

Суммарная оценка результатов теста

Общий балл успешности вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.
Выделено три уровня готовности к школьному обучению:

39 - 47 баллов
Высокий уровень

28 - 38 баллов
Средний уровень

17 - 27 баллов
Низкий уровень


Методика №2. Мышление и речь

Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет выявить понимания множественности предметов, «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильного их использования в соответствии с ситуацией.

Инструкция:
«Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки». Затем называется 11 существительных в единственном числе. На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд:
книга, лампа, ручка;
стол, окно, город;
стул, ухо, брат;
флаг, ребенок.
Оценка результатов

3 балла
Ребенок допустил не более двух ошибок

2 балла
Допущено от 3 до 6 ошибок

1 балл
Ребенок допустил более 7 ошибок


Методика №3. Умозаключения

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом.

Инструкция:
Ребенку сообщается следующее: «Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
После паузы. «Давай попробуем: огурец - овощ = гвоздика - ?» Зачитываются все слова. «Какое слово подходит?»

Тестовый материал
Пример
Определение пары
1 балл

0,5 балла
(оказана помощь)

Огурец
овощ
Гвоздика
сорняк, роса, садик, цветок, земля



Огород
морковь
Сад
забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка



Учитель
ученик
Врач
очки, больница, палата, больной, лекарства



Цветок
ваза
Птица
клюв, чайка, гнездо, перья, хвост



Перчатка
рука
Сапог
чулки, подошва, кожа, нога, щетка



Темный
светлый
Мокрый
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный



Часы
время
Градусник
стекло, больной, кровать, температура, врач



Машина
мотор
Лодка
река, маяк, парус, волна, берег



Стол
скатерть
Пол
мебель, ковер, пыль, доски, гвозди



Стул
деревянный
Игла
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная




Оценка результатов
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л.Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова:

7 – 10 баллов
Высокий уровень. Сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение

5 - 7 баллов
Средний уровень. Выполнение мыслительной операции осуществляется в «зоне ближайшего развития»

1 - 5 баллов
Низкий уровень. Практически отсутствуют навыки мыслительных операций


Анализ результатов диагностики
Методика
Кол-во баллов
Комментарии

Методика №1.
Психосоциальная зрелость




Методика №2. Мышление и речь




Методика №3. Умозаключения





















Дополнительные диагностические возможности
Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.
Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.
Самосознание, самооценка. Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех -показатель заниженной самооценки.
Тревожность. Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.
Эмоциональная возбудимость. Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.
Понимание контекста общения. Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.
Утомляемость. Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться на инструкции.
Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.


oђ Заголовок 1Їђ Заголовок 515