Методическая разработка уроков по теме: «Декоративный стилизованный натюрморт»


КГАПОУ
«ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. А.С. ПОПОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ
«ДЕКОРАТИВНЫЙ СТИЛИЗОВАННЫЙ НАТЮРМОРТ»
по дисциплине ПМ 01. «Творческая и исполнительская деятельность»
МДК 01. 01 «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства»
072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
(базовая подготовка)
Пермь-2015
Методическая разработка уроков по теме: «Декоративный стилизованный натюрморт»
Выполнила: Шушунова Элла Евгеньевна - преподаватель специальных дисциплин КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»
Цель: Разработать и выполнить декоративный натюрморт, применяя знания по цветоведению и декоративной композиции.
Учебные задачи:
1.  Использование полученных теоретических знаний и практических навыков.2.  Углубление теоретических знаний по теме декоративный натюрморт.3.  Развитие творческой индивидуальности, самостоятельности, умение длительно вести работу.
В процессе работы делаются поисковые эскизы:
-варианты компоновки;
-эскизы в цвете;
-поиск приема стилизации и декорирования;
-колористическое решение.
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, который воспроизводит предметы обихода, фрукты, овощи, цветы и т.п.
Задачи натюрморта передать колористическую красоту окружающих человека предметов, материальную сущность, а так же выразить свое отношение к изображаемым предметам.
Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практики для овладения мастерством, постижения законов цветовой гармонии и приобретения технических навыков живописной моделировки формы.
Натюрморт наиболее излюбленный жанр в творчестве многих художников. Его пишут на пленэре и в интерьере, простые и сложные постановки, где художники стремятся показать мир вещей, красоту пропорций и свое отношение к вещам.
Работа над натюрмортом
1. Выполняется эскиз – ищется  композиционное построение.
2. Работа над формой предметов.
3. Использование орнамента в постановке для достижения эффекта декоративности.
4. Выбор колористического решения – в этой постановке будет сохраняться заданное колористическое решение.
5. Построение пространства в декоративной живописи. Создаётся некоторая условная среда, которая работает на декоративное решение постановки.
6. Введение орнамента и связанная с ним организация орнаментальной среды. Орнамент, введенный в натюрморт. может стать основой ритмической структуры натюрморта и основным элементом декора
Урок№1 Зарисовка натюрморта
Тип урока: комбинированный, практический
Организационный этап: организация рабочего места
Задание на урок: Зарисовать натюрморт с разных ракурсов, выполнить 4 зарисовки на формате А4Цель: найти самый интересный ,выигрышный ракурс натюрморта
Материал и инструменты: карандаши различной мягкости, резинка, бумага ватман А4Зрительный ряд: постановка натюрморта из 4-5 предметов быта с фруктами, и орнаментальными тканями; таблица: цветовая гармония, образцы декоративных натюрмортов; репродукции ; образцы студенческих работ из методического фонда по данной теме.
Просмотр в конце урока: обсуждение выполненных работ, рекомендации преподавателя
Самостоятельная работа на дом: доработка работ ,выполненных в классе. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Урок №2 Графические эскизы натюрморта
Тип урока: комбинированный, практический
Организационный этап: организация рабочего места
Цель: изучить основные средства композиции Добиться графической выразительности
Задание на урок : выполнить небольшие эскизы , здесь придумывается и разрабатывается композиция натюрморта, продумывается расположение предметов , поиск различные вариантов ; поиск цветового решения,формы трансформировать , они должны быть условно объёмными ( могут быть вытянутыми, плавными, тягучими); уравновешенное решение; в композиции должно быть 3 пространственных плана.
*Во всех вариантах должен быть композиционный , смысловой центр ( что-то главное, привлекающее внимание( доминанта), вокруг которого всё располагается, этому основному объекту подчиняются все компоненты композиции).
* Все изображаемые объекты и все изобразительные средства ( линия, фактура,) должны работать для утверждения какой-то одной главенствующей идеи, должна быть цельность всех компонентов композиции . передний, средний, дальний.
Материал и инструменты:
Зрительный ряд: постановка натюрморта из 4-5 предметов быта с фруктами, и орнаментальными тканями; таблица: цветовая гармония, образцы декоративных натюрмортов; репродукции ; образцы студенческих работ из методического фонда по данной теме.
карандаш, гелевая ручка, бумага ватман А4 Просмотр в конце урока: обсуждение выполненных работ, рекомендации преподавателя
Самостоятельная работа на дом : доработать эскизы до конца. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Урок №3 Цветные эскизы натюрморта
Тип урока: комбинированный, практический
Организационный этап: организация рабочего места
Проверка домашнего задания: Просмотр работ прошлого занятия, с разбором ошибок и достоинств работ, выбор лучшего эскиза для следующего этапа работы.
Задание на урок: Выполнить 2 небольших цветных эскиза на формате А4 .Эскизы выполняются по выбранному преподавателем графическому эскизу. Формы и плоскости заполняются орнаментом, декором. Сохраняется колорит постановки. Уравновешенное цветовое решение: вводятся разбелённые пастельные цвета. Изменяется только тональность, появляется либо разбел, либо зачернение. Организация композиционного смыслового центра цветом.
Цель: поиск наиболее гармоничного цветового решения.
Материал и инструменты: карандаши различной мягкости, резинка, бумага ватман А4, акварельные цветные карандаши.
Просмотр в конце урока: обсуждение выполненных работ, рекомендации преподавателя .
Зрительный ряд: постановка натюрморта из 4-5 предметов быта с фруктами, и орнаментальными тканями; таблица: цветовая гармония, образцы декоративных натюрмортов; репродукции ; образцы студенческих работ из методического фонда по данной теме.
Самостоятельная работа на дом : доработать эскизы до конца. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Урок №4 Итоговая работа по натюрморту
Тип урока: комбинированный, практический
Организационный этап: организация рабочего места
Проверка домашнего задания: просмотр работ прошлого занятия, с разбором ошибок и достоинств работ, выбор лучшего цветного эскиза для следующего этапа работы.
Задание на урок: Выполнить статичный декоративный стилизованный натюрморт в цвете. Выбрать самую интересную свою цветную композицию и выполнить её в цвете на формате А3.
Цель: Создание художественно-образного решения
Материал и инструменты: карандаши различной мягкости, резинка, бумага ватман А3,гуашь,палитра,банка для воды, кисти.
Зрительный ряд: постановка натюрморта из 4-5 предметов быта с фруктами, и орнаментальными тканями; таблица: цветовая гармония, образцы декоративных натюрмортов; репродукции ; образцы студенческих работ из методического фонда по данной теме.
Просмотр в конце урока: обсуждение выполненных работ, рекомендации преподавателя .
Самостоятельная работа на дом : доработать итоговую работу до конца. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
.Приложение:
Образец выполненного задания