Конспект урока по математике на тему Повторим пройденное (4 класс)


Урок математики, 4 класс (УМК «ПНШ»)
Тема «Повторим пройденное».
Цель: повторить материал, изученный в 4 классе; соотнести различные виды заданий по математике с понятиями по окружающему миру; закреплять умение работать с данными, выполнять такие логические операции как сравнение, анализ и обобщение; контролировать и оценивать свою работу на уроке; сотрудничать в группе.
Оборудование: презентация; маршрутные листы, включающие таблицу для самооценки; принадлежности для игры в танграм.
Ход урока
Орг. момент.
- Сколько бы раз мы ни рассматривали карту мира, нас всякий раз охватывает чувство острого любопытства.
- Как вы думаете, почему?
- Сейчас я предлагаю вам и нашим гостям отправиться в путешествие не только по нашей стране, но и побывать в других государствах. Поможет нам в этом карта в ваших дневниках.
Перед вами лежат маршрутные листы. Внимательно изучите первый столбик таблицы.
- Какая работа ожидает нас во время путешествия? Давайте прочитаем.
Математический диктант «Узнай Россию лучше».
Работа в группах. Решение задач на тему «Интересные факты о животных».
Игра в танграм. «Складывание» животного из семи частей квадрата.
Квадрат. Его площадь и периметр.
В втором столбике маршрутного листа напротив каждого задания вы или ваш сосед по парте будете ставить отметку. В конце урока вы выставите себе итоговую отметку за урок.
Итак, отправляемся в путь.
Математический диктант «Узнай Россию лучше».
Записали в тетрадях.
Самые большие страны мира по площади
Страна Площадь, кв.км
Россия 17,075,200 кв. км
Канада 9,976,140 кв. км
США 9,629,091 кв. км
Китай 9,596,960 кв. км
Бразилия 8,511,965 кв. км
- Перед вами таблица. Назовите самую большую по площади страну мира. Сколько кв.км составляет ее площадь?
- Запишите в столбик и вычислите, на сколько площадь России больше площади Канады.
Каким действием воспользуемся для этого?
Что означает уменьшаемое?
Что означает вычитаемое?
-Три клеточки вправо. Запишите в столбик и вычислите общую площадь Китая и Бразилии.
Каким действием воспользуемся?
Что означает первое слагаемое?
Что означает второе слагаемое?
- Какая страна из перечисленных не граничит с Россией?
С какой из стран у России морская граница?
Общая протяженность границ России – 60.933 км, из них 38.808 км – морские границы. Сформулируйте требование.
(Какова протяженность сухопутных границ России?)
- Составьте и решите уравнение
1 вариант - с неизвестным слагаемым. У доски -
2 вариант – с неизвестным вычитаемым. У доски –
Что означает сумма чисел (Х+38.808)? (Общая протяженность границ).
Что означает разность чисел (60 - Х )? (Протяженность морских границ).
- Как будем находить неизвестное слагаемое? Неизвестное вычитаемое? Решаем.
Проверяем.
1 вариант – поднимите руку, у кого получился другой ответ
2 вариант - …
Молодцы!
Выключить проектор!
Открываем форзац дневника. Перед вами карта.
- С какой страной у России самая короткая сухопутная граница на северо-западе? (Норвегия).
- Самая длинная сухопутная граница? (Казахстан).
Страна Протяженность границы, км
Норвегия 219 км
Монголия 3.485 км
Китай 4.209 км
Казахстан 7.598 км
- Используя данные величины, составьте и запишите двойное неравенство.
Население России на 1 января 2016 года составляет 146.544.710 постоянных жителей.
- Запишите данное число.
Сколько единиц первого класса в этом числе?
Сколько единиц второго класса? Третьего класса?
- Сколько различных цифр использовано для записи данного числа? (6 цифр)
Используя данные цифры, запишите наибольшее и наименьшее числа.
Наибольшее – 765.444.110
Наименьшее – 101.444.567
На материке Евразия расположено около 80 государств. Россия признаёт наличие границ с 20 странами.
- Сформулируйте требование так, чтобы получилась задача на кратное сравнение. ( Во сколько раз больше государств на материке Евразия, чем государств, граничащих с Россией?)
Начертите схему к данной задаче. У доски -
Запишите решение и ответ.
80 20 = 4 (раза) – больше государств на материке Евразия.
Ответ: в 4 раза.
Возьмите маршрутный лист и поставьте себе отметку в оценочной таблице за 1-ое задание.
- Молодцы! Двигаемся дальше.
Работа в группах. Решение задач на тему «Интересные факты о животных».
- Каждое государство, в том числе и Россия, заботится о сохранении и приумножении своих природных богатств.
- Ребята, как вы думаете, что с этой целью создается на территории различных стран? (заповедники, заказники, национальные парки).
Объясните, что такое заповедники?
- Давайте уточним значение этого слова по Толковому словарю.
Заповедники — охраняемые природные территории, на которых (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс. 
Внимание на экран! Читаем…
По состоянию на конец 2014 года на территории России действовало 103 государственных природных заповедника. В результате вхождения Крыма в состав России количество заповедников увеличилось на 6. Таким образом, на конец 2014 года в России стало … заповедников.
- Назовите заповедник, который находится в Курской области. Мы с вами там были на экскурсии.(Центрально-черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина)
- Что изучается и находится под защитой в нашем заповеднике?
(флора, фауна, почвы)
- В мире есть также много других интересных заповедников. Внимание на экран!
Южная Африка Парк обезьян Верветок
(карликовых зеленых мартышек)
Великобритания Заповедник ослов
Австралия Коалы в Лоун Пайн
Аляска Заповедник Макнейл – рай для бурых медведей
Китай Заповедник Гигантской Панды
Китай Центр спасения азиатских Черных Медведей
- Сейчас приготовьтесь работать в группах. Выберите главного организатора и помните о правилах, которые надо соблюдать, работая в группе. Договоритесь, кто в вашей группе будет организатором .
- Итак, вам нужно будет решить задачи. Как вы понимаете, это задачи необычные, они о тех животных, которые охраняются в заповедниках.
(учитель раздает карточки с задачами организаторам)
- Получив задание, вы читаете внимательно задачу, вместе обсуждаете план ее решения. Записываете решение и ответ в своих тетрадях.
1 группа.
Взрослый самец Верветки весит 8 килограммов, а самец Серебристой игрунки в 20 раз меньше. На сколько килограммов меньше весят эти две обезьяны, чем самец Западной равнинной гориллы, вес которого составляет 140 килограммов?
2 группа.
В зависимости от породы ослы могут иметь разный рост. Горные мелкие ослы имеют высоту 100 см, а рабочие транспортные ослы при хорошем кормлении и уходе имеют рост на 60 см больше. На сколько выше рабочий осел, чем осел Пуатусской породы, рост которого 1м 55 см?
Это интересно.
Раньше геологи использовали ослов для определения высоты холма. У ослов есть способность подниматься на высоту зигзагообразным шагом. После каждого подъема на 50 см он приостанавливается и меняет свое направление в противоположную сторону.
Если посчитать, сколько раз осел проделал эти действия и умножить на 50 см, то получится высота холма. Что интересно, это довольно-таки точный "живой прибор" для измерения высоты поверхности земли в горной местности. 
3 группа
Место обитания коал – эвкалиптовые леса Восточной Австралии. В Европу первый коала попал в 1880 году, его купил Лондонский зоопарк. Сколько времени прошло с тех пор?
4 группа
Вес черного медведя составляет 150 килограммов. Бурый медведь весит столько, сколько весят три черных медведя. На сколько меньше вес бурого медведя, чем белого, если известно, что последний весит 1 т?
5 группа
Панда относится к семейству енотовых. Но скорее похожа на медвежонка. В длину она достигает 1м 20 см. Хвост составляет 1/10 часть от всей длины животного. На сколько сантиметров хвост панды короче, чем хвост белого медведя, если известно, что длина хвоста у последнего 20 см?
6 группа
В Гималаях летом чёрный уссурийский медведь живёт на высоте 4 км, на зиму спускается к подножиям гор. Зиму проводит в дупле, на высоте от двух метров над землей.
Во сколько раз место нахождения медведя зимой выше места нахождения его летом?
Проверка выполненных работ
- Итак, задачи решены.
Организаторы, расскажите, пожалуйста, всем присутствующим о том, что вы узнали о животных, решая задачи?

Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь, уважаемые организаторы, поставьте всем участникам своей группы, отметки за выполнение данного задания. А организатору за работу поставят отметку участники группы.
(Если какие-то задачи будут решены неверно, то решить у доски со всем классом).
- Спасибо всем группам. Теперь можете занять свои места.
- Переходим к следующему заданию. Озвучьте его.
Игра в танграм. «Складывание» животного из семи частей квадрата.
- Ребята, вспомните содержание таблицы с интересными заповедниками мира. Кто в основном находится под защитой в этих заповедниках? (животные).
- Вспомните, какая страна была упомянута в таблице дважды? (Китай).
Я предлагаю вам сыграть сейчас в старинную китайскую игру-головоломку Танграм. Она возникла четыре тысячи лет назад. Чтобы понять ее суть, возьмите лежащий на столе квадрат. Ребята, какова длина стороны нашего квадрата? С помощью ножниц разрежьте его по начерченным линиям. У вас получилось 7 частей. Теперь из всех этих частей нужно собрать любую фигуру. Части квадрата не должны перекрывать друг друга. Я вам предлагаю собрать фигурку животного и наклеить её на ваш маршрутный лист под таблицей. Работаем. Удачи вам!
- Итак, кого из животных вам удалось собрать?
(Дети выходят к доске и показывают свои работы)
344106567310-207010635
65024053975
-6985424815
- Молодцы! Вы прекрасно справились с этой китайской головоломкой! Для ваших животных также можно создать мини-заповедник.
Прошу всех поставить себе за это задание отметку.
- Переходим к заключительному заданию. Прочитайте его про себя.
V. Квадрат. Его площадь и периметр.
- Ребята, как называлась геометрическая фигура до того, как вы ее разрезали?
Чем квадрат отличается от прямоугольника? Какую длину имела сторона нашего квадрата?
- Запишите в тетради, чему равны периметр и площадь данного квадрата.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем выполненное задание (вслух). Ф. И. ученика _________________
- Поставьте друг другу отметку за эту работу.
VI. Итак, наше путешествие на уроке математики подходит к концу. Пришло время выставить итоговые отметки за работу на уроке. Пожалуйста.
-Поднимите руку те, кому сегодня на уроке было работать сложно, большинство заданий было сделано вами неверно и вы поставили себе отметку «3».
-Поднимите руку те, у кого во время работы было мало недочетов, большинство заданий вами выполнено верно и вы поставили себе отметку «4».
-Поднимите руку те, кто не испытывал сегодня на уроке затруднений, все задания выполнил без ошибок. Кто поставил себе отметку «5»?
- Молодцы! Всем спасибо за урок.
Вложите, пожалуйста, маршрутные листы в тетради и передайте их на первую парту. Урок закончен.
Ф. И. ученика (цы)_______________________________________________________
Урок математики, 4 класс
Маршрутный лист
№ п/п Задание Отметка
1. Математический диктант
«Узнай Россию лучше». 2. Работа в группах. Решение задач на тему «Интересные факты о животных». 3. Игра в танграм. «Складывание» животного из семи частей квадрата. 4. Квадрат. Его площадь и периметр. Итоговая отметка