Урок литературного чтения Рассказ Виталия Валентиновича Бианки По следам.


Урок литературного чтения в 3 классе.

Цель: 1. Знакомство и анализ содержания произведения.
2. Развитие речи, техники чтения.
3. Воспитание любви к прирде.
Ход урока.
О.У. С.Ц.
Проверка Д/З
Работа по теме.
А). Вступительная беседа.
***Биография автора – рассказ учителя.
***Охота – смысл слова, правила охоты, которые защищают животных.
Б). Работа над произведением.
1). Анализ произведения.
1 часть.
Вопросы пред чтением.
-Запомните название ружья.
Вопросы по содержанию.
Сл.Р. –Подберите синоним слову «изба», намедни, валяные сапоги,
Без дела валандался,
--В какое время года происходили действия?
--Назовите главных героев. –Что вы о них узнали из первой части. –Кем работает отец. –Возраст мальчика. –Чем увлекался? –Докажите.
--Какое слово употребляет автор вместо слов «Очень захотелось» и почему?
-Почему мальчику «загорелось» в лес охотиться именно после снегопада?
--Кого называет курапачами?
--Что особенно его интересовало в лесу?
--Как отец воспитывал сына? Какие у него был и принципы? Почему не сразу отпустил сына?
--Что для Егорки было первой вещью? Расскажите о фузеи.
--Что доказывает, что Егорке очень хотелось в лес?
2 часть.
Сл.р. Синоним слову «пальнул», поправил фитиль, Синоним «пуще».
--Чем занимался лесник, пока не было сына?
–Почему стал беспокоиться? Что доказывает, что время было позднее? – Какие слова автора показывают, что было очень тихо?
--Что особенно напугало старика? –Какие слова автор применил вместо слов очень испугался, стал переживать?
--Как повел себя далее лесник?
--Какие слова автора показывают, что старик очень торопился на помощь своему сыну?
3 часть
Сл.р.
--Как автор описывает темноту?
--Докажите словами автора, что дорога была трудной.
--Как ориентировался?
--Докажите, что лесник сильно устал.
--Куда он пришёл? –Зачем выстрелил? –Что он подумал?
--Почему он не снял тулупа? –Что ещё доказывает его страшные переживания?
--Как Понимаете «лампа на столе зачадила»?
4 часть.
Сл. Р. Белотроп,
-- Какими словами автор описывает утро?
--Какой стал лесник? Почему? Какие мысли лезли ему в голову? Что он сделал?
--Расскажите подробно, как лесник ехал по Егоркиному следу?
--Как понимаете слова «читает по снегу, как по книге»?
--Каких животных и птиц встречал Егорка на пути? Расскажите.
--Как понимаете «мышковали» сороки? «белка по насту прыгала»?
--Как называются заячьи следы? Что значит «натропили»?
--Что такое «пыж»?
--Что же прочитал по следам о своём сыне лесник? Какой рос охотник?
5 часть.
Сл.р.
--Какими словами автор подчёркивает, что отец очень торопился?
--Где следы оборвались? –Какими словами автор передаёт удивление?
--Что здесь делал Егорка?
--Объясните «колесить начал». Что обнаружил на снегу лесник? Опишите эти следы.
--Объясните смысл слова «подранок». Почему Егорка не вернулся домой?
Куда вёл след далее?
--Когда старик не был согласен с поведением сына и почему?
--О чём говорят последние слова части?
6 часть.
Сл. Р. Машистые следы.
--Как далее идут следы?
--Какой лес? Почему труднее разбирать следы?
--Что показывает, что Егорка догнал зверя?
--Что особенно напугало лесника?
--О чём подумал, когда увидел берданку?
--Кого увидел за деревьями? Как себя повел?
7 часть.
-Что было после выстрела?
-Где был Егорка? -Какие слова автора показывают огромную радость лесника?
--А Егорка?
--Объясните «духом домчался».
--О чём волновался Егорка?
8 часть.
Сл.р.
-Что было с Егоркой дома? Расскажите о его болезни.
-Что рассказал отцу – какого зверя подшиб? Почему барсук проснулся? -----Как встретился с волками? -как спасся?
2). Оглавление.
1 ч. Егорке скучно. Охота пуще неволи.
2 ч. Тревожный вечер. Егорка вечером не вернулся.
3 ч. Ночь поисков. Отец всю ночь ищет сына. Ночь в тревогах и поисках.
4 ч. Поиски по следам. Читает по снегу, как по книге.
5 ч. Следы подранка. Подранка охотник не бросит.
6 ч. Лесник нашёл лыжи и ружьё. Страшные находки.
7 ч. Егорка спасён. Отец нашёл сына. Счастливый конец.
3). Работа над понятием рассказ.
4). Обобщение. Стр. 147 – обобщающие вопросы. 2,3,4,5.