Тренируем руки-развиваем речь — консультация для родителей


«Тренируем руки- развиваем речь».
Мы мячом играем,
Пальцы укрепляем,
Руки тренируем,
Речь мы формируем.
Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считается самыми любимыми из игр – игры с мячом, ведь практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.
В России игры с мячом также известны издавна. В простонародье мячи чаще делали из тряпья и тряпьем и набивали.. в северных губерниях мячи внутри были пустые или набивали песком. В Некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе лишь дети самых богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом и выбор мячей достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета- любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекает мячи яркие, прыгучие, легкие.
Мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Предлагаем вам, дорогие родители, игры с мячами, которые направлены на развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:
«Маме мяч бросай и животных называй»
«Папе мяч давай, четко фрукты называй»
«Маме мяч отдав, транспорт называй»
«Животные и их детеныши»
Человеческие дети знают всех зверей на свете: у тигра- тигренок, у медведя- медвежонок, у льва- львенок…..
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик» или «Кто где живет?», «Кто в берлоге , кто в норе? Назови- ка поскорей».
- Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворец.
Кто живет в гнезде? Птицы: и называем….. т.д.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.
Стол- столик, ключ- ключик, шапка- шапочка. Белка- белочка, книга- книжечка, ложка- -ложечка, голова- головушка.
«Из чего сделано?» мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет, а из чего люди его сделали?
Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные»
Рукавички из меха- меховые, тазик из меди- медный, рукавички из шерсти- шерстяные. Стакан из стекла- стеклянный. Ваза из хрусталя- хрустальная.
«Чья голова?»
Папа бросает мяч кому – либо из семьи , говорит: « У вороны голова….» ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья»
Примеры6 у рыси голова- рысья, у рыбы- рыбья, у утка- утиная, у зайца- заячья….
Игра «Лови да бросай, цвета называй»
Что у нас какого цвета- мы расскажем вам об этом.
Желтый- цыпленок, солнце, репа….
Зеленый- огурец, трава, лес…
Голубой- небо, лед, незабудки…
«Один- много»
Мы волшебники немного: был один, а станет много.
Стол- столы, стул- стулья, двор- дворы, нос- носы, кол- колья….
«Кто кем был»
Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок , возвращая мяч, отвечает на вопросы кем(чем) был раньше названный объект:
Цыпленок- яйцом, хлеб- мукой, шкаф- доской, лошадь –жеребенком, дуб- желудем. Рыба- икринкой, ботинки- кожей, яблоня_ семечком, бабочка -гусеницей….
Уважаемые родители!
Речевое дыхание является одним из главных условий здоровья наших детей. Предлагаем вашему вниманию занятия, включающие в себя дыхательные упражнения, имеющие оздоровительную направленность.
Умение пользоваться дыханием ребенок:
- говорит четко, внятно
- не употребляет речевых протяжек (-м-м-м, -а-а-а)
- дышит носом
- не захватывает воздух в середине слова
- распределяет речевое дыхание равномерно от начала предложения до конца.
«Ветер и листья»
После вдоха ребенок задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». Затем на выходе произносит звук «п» несколько раз, делая ступенчатый выдох (т.е. в несколько приемов, начиная с двух выдохов и доводим до 5-6). Постепенно отпускаем руки вниз.
«Подуй на пальцы»
Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветер»
Дует легкий ветерок –ф-ф-фИ качает так листок –ф-ф-фДует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый –а-а-а
Рябиновый –и-и-и
Березовый –о-о-о
Дубовый –у-у-у
Дети как можно дольше должны произносить гласные звуки, распределяя речевое дыхание, не допускайте лихорадочное захватывание воздуха.
«Пчела»
Взрослый: «Пчелка, гуди!»
Легко взмахивает кистями рук.
«В поле лети
С поля лети –
Медок неси
Ж-ж-ж… Ам!»
Продолжаем движение кистями, продолжительно говорим звук –д-д-д, ударяя кулачками друг о друга.
Это упражнение не только учит ребенка правильно распределять речевое дыхание, но и подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуком Р.
«Самолет летит»
Дети долго произносят звук «У» меняя силу.
Если самолет летит далеко, мы разводим руки в стороны и делаем звук тихим.
Когда самолет близко, приближаем ладони друг к другу и усиливаем звучание.

Всего Вам доброго!


«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов