Организация и проведение мастер-класса для развития мелкой моторики рук


Мастер – класс «Детское кафе «Радуга».
Цель:
- Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов в работе с детьми с нарушением речи;
-показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
Задачи:
•Рассмотреть теоретические аспекты по использованию теста для лепки в работе с детьми дошкольного возраста.
•Познакомить с приемами индивидуальной работы.
•Дать возможность участникам апробировать игры с использованием теста.
Оборудование и материалы:
Соленое тесто, цветное тесто для лепки ( ), наборы форм для лепки, ширма, клеенка, меню (алгоритмы), технологические карты приготовления блюд.
Этап Содержание
Подготовительно-организационный Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
(Лев Семёнович Выготский)

Актуальность: В условиях федерального государственного образовательного стандарта одной из задач каждого образовательного учреждения, а значит и каждого педагога является создание условий для всестороннего развития личности ребенка.
Для себя, как для учителя-логопеда, я сформулировала задачу следующим образом - создать условия для развития речи воспитанников по средствам организации образовательного пространства, создания предметной развивающей среды, создания условий выбора. Так в моем кабинете организовано несколько пространств, где дети могут самостоятельно организовать деятельность по развитию мелкой моторики, речевой игры, разминки, что является необходимым началом любой коррекционной работы учителя-логопеда. Есть пространство воды и песка «Детский пляж» , есть художественная школа «Волшебная кисточка», а есть детское кафе «Радуга», где дети готовят из радужного теста. Предлагаю Вам посетить наше «Детское кафе «Радуга».
( 3 мин. )Основной Самое главное в любом кафе: то из чего готовят и для кого готовят.
Из чего готовят в нашем кафе:
Это радужное тесто. Натуральные компоненты (на слайде), ручная работа и радужное тесто готово. Оно мягкое , эластичное, теплое, послушное. Из него можно сотворить настоящие кулинарные шедевры. Радужное тесто можно купить, есть похожее на пластилин, а есть на песок.
Для кого.
В наше кафе могут зайти воспитанники со средней группы.
И в меню можно найти любые задания, для детей разного возраста. Предлагаю попробовать.
Приготовим вместе торт
Пусть из фруктов будет он
Из яблок будет…. Яблочный
Из банана – банановыйИз апельсина – апельсиновыйИз лимона - лимонныйНу дружок не скучай,
К любому торту нужен чай.
Для развития движения артикуляционного аппарата мы с детьми лепим предмет и выполняем упражнения.
Например: лепим чашечку - выполнили упражнение «чашечка», блинчик – выполнили.
Такое задание подойдет как для 5-ти летнего ребенка, так и в 6 лет можно слепить чашечку, но уже проговаривать «для чая – чайная чашка», «для кофе – кофейная чашка»
Кулинарное разнообразие позволяет выполнять любую артикуляционную гимнастику:
Например:
Мороженное мороженное в стаканчики разложенное
Пирожок пирожок , нам принес его дружок
И речевые игры:
Ок ок ок – мы пьем сок
Ай-ай-ай – я наливаю чай
Ос –ос-ос – дружно пьем морс.
Кроме этого радужное тесто позволяет добавить эмоциональную составляющую в наши занятия. Ребенок выбирает цвет, можно определить его настроение, ребенок смешивает цвета, возможно придумывает что-то новое. В процессе лепки у ребенка снижается напряжение, пропадает чувство зажатости, страха.
В работе с детьми - логопатами я использую радужное тесто для развития мелкой моторики, для развития наглядно-действенного мышления и развития логико-грамматических отношений.
Ведь можно слепить одно пирожное и рассказать о нем все, какое по виду, по вкусу, где купить или как испечь. Кто в семье больше любит и т.п.
А можно лепить целое меню для всех членов семьи, и рассказывать о том, что получается.
( 5 мин. ) Практическая часть. (10 минут)
В нашем кафе, самое любимое блюдо из меню – это торт «Черепаха».
Может быть закажем?!
Каждый может сам, а может с другом состряпать такой торт.
Вспоминаем: какая черепаха?
Что у нее есть?
Все отлично, начинаем готовить..Черепаха, черепаха
Носит панцирь, как рубаху.
Ничего прочнее нет.
Это же - бронежилет.
Острый рог не пробивает,
Острый зуб не прогрызает
И копытом не разбить.
Очень в нём удобно жить.
Шла по лесу черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь-кусь-кусь-кусьНикого я не боюсь.
Вот какие черепахи. А можно украсить панцирь черепахи? Чем? Что у нас есть? Посмотрите. (макароны, стеклянные шарики, блестящие украшения и т.п.)
Украшаем панцирь.
После того как украсили:
Вот так тортики, на славу
Всем приятно посмотреть
Один красивее другого
Даже жалко будет есть.
Заключительный Подводя итог мастер-класса хочется сказать, что организация работы в кабинете учителя-логопеда в форме кафе, является достаточно эффективной. Легко заинтересовать детей, такие условия обеспечивают 100% познавательный интерес у воспитанников. Трудоемкие занятия с логопедом, при усердных занятиях, речевой аппарат очень быстро устает, превращаются в интересную, полезную игру. Такая форма организации – практико-ориентирована. Ребенок соотносит с действительностью, поэтому еще больше увлекается такой игрой.
И как говорят дети: Приятно кушаем и правильно говорим!!!
Спасибо!
(3 минуты)