методическая разработка по теме Марийский уголок как средство приобщения к национальной культуре детей дошкольного возраста


Марийский уголок как средство приобщения к национальной культуре детей дошкольного возраста
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества.  Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. 
Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить   язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в нашем дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В каждой группе созданы мини уголочки, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Содержание соответствует возрасту детей.
В младших группах дети особое внимание уделяют сожетно-ролевой игре, поэтому в уголках можно встретить куклы в национальных костюмах.
В уголке средней группы главное место занимает кукла в национальном костюме. Можно увидеть полотенца вышитые своими руками. Воспитатели также уделяют внимание знаменитым людям нашей республики и фольклору марийского края.
В подготовительных группах особую роль занимают книги на марийском языке, также собраны материалы об истории республики, района и знаменитых людях республики Марий Эл.
В каждой группе особое место занимают календари по месяцам с изображением людей в национальной одежде. Конечно, нельзя обойтись в уголке и без национального герба и флага. Каждый ребенок должен знать символы своей страны и своего региона.
Именно через марийские уголки впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Ребенок погружается в атмосферу марийской культуры в течение всего пребывания в детском саду.
Дети активно используют предметы марийского обихода, куклы в национальных костюмах в своей игровой деятельности. Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры.
В детском саду одну из комнат украсили изделия, выполненные в народном стиле. Это покрывала, салфетки, полотенца, ковры, костюмы. Собраны подлинные предметы марийского быта (прялка, веретено, кухонная утварь и элементы старинной одежды). Теперь это мини-музей. Экспонаты музея используются как наглядные пособия для ознакомления с фольклором марийского народа.
Таким образом, приобщая детей к национальной культуре, воспитатели реализуют главную задачу современного воспитания. Она состоит в формировании у растущего человека гуманистической направленности личности, воспитание уважения к национальным особенностям другого. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.