РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Умелые руки»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КНЯГИНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КНЯГИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ КСОШ №2
протокол №__от____________2015 года ________Н.В. Калашникова
_____________2015 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Умелые руки»

Возраст детей: 7 лет
Срок реализации:1 год


Выполнила:
Смирнова Инна Анатольевна
педагог дополнительного
образования детей















г. Княгинино
2015 г
Пояснительная записка.
Программа кружка «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Цель программы
Гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Задачи программы:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения,  декоративно - прикладного искусства;
знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами и квиллинга, лепки, бисероплетения;
обучать различным приемам работы с бумагой, глиной, соленым тестом, бисером, тканью, красками, соломкой;
формировать умения следовать устным инструкциям; 
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; 
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; 
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
рразвивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
рразвивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать пространственное воображение;
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; 
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; 
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
учить самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы кружка уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа кружка «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание любви к традициям и истинам православной веры, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия:
работа в парах,
работа в малых группах,
коллективный творческий проект,
презентации своих работ,
коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Задача занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной руководителем кружка. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
В программу включены задания, которые можно выполнить разными способами, при помощи разных материалов и технологий.
Предусмотрена интеграция различных предметных областей, необходимая для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и
изобразительным искусством. В программе предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях.
Формы и режим занятий
Программа предусмотрена для детей 7 лет . Наполняемость группы 15 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные руководителем кружка ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий
сформировать навыки работы с информацией.
Критерии результативности работы кружка
творческие достижения детей;
уровень знаний, умений и навыков;
темп усвоения знаний, умений;
темп продвижения в обучении;
уровень воспитанности обучающихся (степень сформированности важнейших качеств личности). При определении уровня воспитанности могут быть взяты следующие качества личности: эрудиция; прилежание; трудолюбие; отношение к природе; отношение к другим людям; художественно-эстетический вкус; самовосприятие (отношение к себе как к личности) и т.д.
Формы подведения итогов
выставки детских работ ;
тематические выставки к праздникам;
итоговые занятия;
Форма педагогического контроля
Вводный. Проводится перед началом работы и предназначен для закрепления умений и навыков по пройденным темам.
Текущий. Проводится в ходе занятия и закрепляет знания по пройденной теме.
Рубежный. Проводится после изучения каждого раздела.
Итоговый. Проводится после завершения всей учебной программы.
Учебно-тематический план:

п/п
Тема
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика

1
Вводное занятие
1
1


2
Лесное царство
9
1
8

3
Чудесные превращения
7
1
6

4
Мукосолье
5
1
4

5
Калейдоскоп цветов
9
1
8

6
Предновогодние хлопоты
4
1
3

7
Каргопольская глиняная игрушка
9
1
8

8
Открытка на 23 февраля
2
0,5
1.5

9
Оригинальные картины
6
1
5

10
Чудеса своими руками
10
1
9

11
Роспись пасхальных яиц
2
0,5
1.5

12
Витраж
4
1
3

13
Мероприятия, выставки


4

Итого:
68




Поурочное планирование:

№ п/п
Раздел
Тема занятия
Количество часов
Дата

1
Вводное занятие
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем
1
7.9

2
"Лесное царство" (поделки из природных материалов)
Знакомство с материалами
1
7.9



Осенний букет (аппликация из листьев)
2
14.9



Игрушка из шишек
1
21.9



Гнездышко из веток и соломы
1
21.9



Строим дом. Создание композиции из природных материалов
4
28.9-
5.10

3
"Чудесные превращения" (поделки из бросовых материалов)
Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок
2
12.10



Декор бутылки (декупаж, роспись)
1
19.10



Игрушки из спичечных коробков
1
19.10



Мини-сад за стеклом (композиция в стеклянной бутылке)
1
26.10



Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование)
2
26.10
2.11

4
"Мукосолье" (лепка из соленого теста)
Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Лепка кукольных пирогов
1
9.11



Лепка цветов, животных
1
9.11



Лепка домовенка
1
16.11



Лепка совместной композиции по мотивам сказок
2
16.11
23.11

5
"Калейдоскоп цветов" (лепка)
Знакомство с полимерной глиной, инструментом, приемами работы
1
23.11



Цветные бусины, смешивание цветов
1
30.11



Украшения из бусин
1
30.11



Кошки-мышки
2
7.12



Корзинка с цветами
2
14.12



Рамка для фотографии
2
21.12

6
"Предновогодние хлопоты"
Символ года – Обезьяна (лепка из полимерной глины)
2
28.12



Мастерская елочных украшений
2
11.1


Выставка детских работ, новогоднее чаепитие



7
Каргопольская глиняная игрушка
История и символика игрушки. Пробная лепка из глины, техника работы
1
18.1



Игрушка "Берегиня" (лепка, роспись)
2
25.1



Игрушка "Медведь" (лепка, роспись)
2
1.2



Игрушка "Тяни-толкай"(кони)/ (лепка, роспись)
2
8.2



Лепка совместной многофигурной композиции по мотивам крестьянской жизни
2
15.2



Выставка-конкурс. Подведение итогов



8
Открытка для папы (с элементами объемной аппликации)
2
17.2






9
Картина из окрашенного зерна «Анютины глазки» для мамы, бабушки
Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности
1
29.2



Окрашивание зерна
1
14.3



Выкладывание цветов из зерна
3
14.3
21.3 21.3



Оформление картины
1
28.3

10
Чудеса своими руками
(поделки из пластилина)
Знакомство с техникой лепки и приемами работы с пластилином, инструментими
1
28.3



Аквариум
2
4.4



Букет
1
11.4



Кукла
1
11.4



Гном
1
18.4



Поезд
2
18.4

11
Традиционная роспись пасхальных яиц
2
25.4






12
Чудеса своими руками (продолжение)
Домик
1
16.5



Самолет
1
16.5



Выставка-конкурс. Подведение итогов



13
Поделки из витража
Знакомство с витражными красками. Техника нанесения.
1
23.5



Роза
1
23.5



Васильки
1
30.5



Букет из роз
1
30.5


Выставка работ за год, награждение детей




ИТОГО:
68


Литература
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (стандарты второго поколения).
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 288 с., илл.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с., ил.
Соленое тесто: Лепка и роспись/ Гусева И. В. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.: ил. – (Серия «Детское творчество»)
Соленое тесто/ Хананова И. Н. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.
Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)
Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову/ С. Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.: ил.
Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия/ Лобачевская О.А. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 152 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 132 с.: ил. – (Серия «Вышивка от А до Я»).
Вышивка шелковыми лентами/Пер. с анг. – М.: Издательская группа «Континент», 2007. – 48с., ил.
Сайт «Страна Мастеров» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Всё для детей» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15