Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей старшей группы.


Конспект занятия по подготовке руки к письму
для детей старшей группы
Автор: Магомедова Мария Михайловна Программное содержание:
Продолжать формировать готовность детей к обучению письму.
Совершенствовать навыки ориентировки на листе в клетку.
Продолжать развивать зрительное  и пространственное восприятие, зрительную память, внимание, логическое мышление,   мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.    
Продолжать формировать правильный захват карандаша.
Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.
Воспитывать культуру общения, умение слушать.
Материалы и оборудование:  Силуэт корабля (каждая буква его названия - «Удача» - закрыта круглым листом белой бумаги, магнитная доска, набор карточек для игры « Физкультура для букв», Д/и «Силуэт и контур», сундучок, Карточка – табличка с рядом геометрических фигур, картинка с изображением нескольких предметов, набор цветных карандашей, на каждого ребенка, простой карандаш на каждого ребенка, рабочий лист с заданиями на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Воспитатель.
Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране клеток, где будем учиться ориентироваться на листе в клетку. Сначала подготовимся к путешествию. Для этого  сделаем массаж рук
Массаж. (Взаимомассаж ладоней при помощи массажных мячиков)
С помощью фишек дети делятся на пары. Каждой паре выдается один массажный мяч, которыми дети поочередно делают друг другу массаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковые игры.
«Скакалочка», « Посолим суп».
3. Практическая часть.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, На  каком виде транспорта можно путешествовать?
Ответы детей. На  водном, воздушном, наземном.
Воспитатель. Какой водный транспорт вы знаете?
Ответы детей.  Корабль, лодка, яхта, катер и т.д.
Воспитатель. На каком транспорте мы с вами отправимся, в путь вы узнаете, если выполните задание.
Задание 1. Соедините цифры по порядку. Что получилось?
(Рисунок1) Используется простой карандаш.
Воспитатель. Как называется наш корабль? Чтобы прочитать его название, поиграем в игру «Физкультура для букв»
(Вывешивает на доске силуэт корабля).( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/567487/2.gif" Рисунок2)
Задание 2.  
Рассмотрите  первый ряд.   Найдите и назовите букву. (У)Рассмотрите второй ряд. Найдите и назовите согласную букву. (Д)Рассмотрите третий ряд. Найдите и назовите букву, которая состоит из двух длинных палочек и одной короткой. (А)Рассмотрите четвертый ряд. Найдите и назовите букву, которая чаще других встречается в этом ряду. (Ч)Рассмотрите пятый ряд. Найдите и назовите лишнюю букву. (А)
Дети выполняют задание. Затем называют  найденные буквы, соблюдая последовательность их нахождения. Воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове-названии корабля. Затем читают название корабля. (УДАЧА)
Воспитатель. Проложим  путь нашего путешествия  в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.
Задание 3. Под мою диктовку «путешествуйте» по клеткам. Слушайте внимательно, у вас все получится.
«Графический диктант»
От точки:2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1ёвверх, 3 вправо, 1 вверх.
(Рисунок 3)
Динамическая пауза.
Игра « Внимательные ушки».
Пальчиковая гимнастика «Пойка - подпевай-ка».
Воспитатель. Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток. Жители страны клеток начали рисовать «заборчики» из наклонных линий, устали и не закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.
Задание 4.
Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.
(Рисунок4)
Воспитатель. Жители клеточной страны благодарят вас за помощь и дарят сундучок с  подарками. Чтобы открыть сундук необходимо подобрать шифр.   (Каждый ребенок получаеткарточку-табличку).
Задание 5.
Рассмотрите цепочку, найдите закономерность и дорисуйте недостающую фигуру. Выполните штриховку по образцу, соблюдая правила штриховки.                    
(Рисунок 5)
Используются простые карандаши.Проверка выполнения задания (Прочитать цепочку).
Воспитатель. Шифр подобран. Какие же предметы в этом сундуке?
Задание 6.
Рассмотрите рисунок. Найдите предметы и обведите их карандашами разных цветов.
(Рисунок 6)
Воспитатель.  Вот и закончилось наше путешествие.        
4. Подведение итогов, завершение занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок1)

Рисунок2

Рисунок3

Рисунок4
Рисунок5

Рисунок6


Занятия по подготовке детей к школе
Занятие по обучению грамоте
ЦЕЛИ           1. Учить различать звук на слух.
2. Проводить звуковой анализ слова.
3. Совершенствовать навыки чтения и печатания слов.
4. Составлять цепочки слов путем замены одной буквы.
5. Составлять слова-анаграммы от исходного путем  перестановки всех имеющихся букв.
          6. Разгадывать ребусы
          7. Развивать речевое внимание и фонематический слух.
  8. Печатать предложения, используя изученные правила.  
        * * *                                            
Педагог. Ребята, скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового, интересного. В детском саду вы учились читать, писать знакомились с правилами, эти знания помогут вам в школе.
Понятия «звук» и «буква»        
        П е д а г о г. Что такое звук?        
Д е т и. Это то, что мы слышим.
Педагог. В природе существует много разных звуков, но есть звуки особенные, их произносит человек. Что это за звуки?
Д е т и. Это звуки речи.
Педагог. На занятиях по обучению грамоте мы узнали  что звуки речи бывают разные: гласные, согласные твердые и мягкие. Какие звуки мы называем гласными?
Дети. Это те звуки, которые мы произносим только голосом. Когда мы произносим гласные, то губы, зубы и язык нам не мешают. Гласные звуки можно тянуть, петь: а-а-а, о-о-о, э-э-э.
Педагог. Согласные звуки мы делим на твердые и мягкие.
        Дифференциация звуков
Проводится игра «Молчанка». У каждого ребенка три фишки красная, зеленая и синяя. Педагог четко называет изолированный звук, а дети молча показывают фишку определенного цвета. Например, [а] - красная фишка, [л'] — зеленая, [л] — синяя.
Дифференциация букв                        
        П е д а г о г. Что такое буква, для чего она нужна?               Дети. Буква - это специальный значок, символ, которым записывают звук.                                                                                           Педагог. Сколько букв в русском алфавите?
     Дети. Тридцать три.Педагог. Сколько гласных букв?
   Дети. Десять
П е д а г о г. Назовите их.        
Дети называют.        
Отгадайте загадку.
        Вся мохнатенькая,                 
                                Сама усатенькая,          
                                        Часто умывается,      
                                 А с водой не знается.(Кошка.)
Напечатайте это слово в кассе букв и сделайте звуковую схему слова. Поставьте знак ударения.
Один ребенок работает на наборном полотне, остальные — в кассах букв.
К        О        Ш        К        А
Сколько в слове букв?
Дети. Пять.        Педагог. Сколько в слове звуков?       Дети. Пять.Педагог. Сколько согласных твердых?
ДЕТИ. Три.        
    Педагог. Назовите их.        
     Дети. Это звуки [к], [ш], [к].        
      Педагог. Сколько согласных мягких?
Дети. Их нет ни одного в этом слове.  
П е д а г о г. Назовите гласные звуки.      
Дети. Это звуки [о], [а].        
Педагог. На какой гласный звук падает ударение?  
Дети. На звук [о].
Педагог. Сколько в слове слогов?
Дети. Два. Есть такое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Педагог. Назовите первый и второй слоги.
Дети. Кош-ка              
Словоизменение
Педагог. Как превратить слово «кошка» в слово «мошка»?
Д е т и. Заменить букву «к» на «м».
Педагог. Как превратить слово «мошка» в слово «мышка»?
Дети. Вместо буквы «о» поставить букву «ы».
Педагог. Одна буква играет большую роль. Слова можно так же изменять путем перестановки всех имеющихся в слове букв
Это слова-анаграммы.
Мышка — камыш
Банка — кабан
Карп — парк.      
Дорога — города.        
Липа — пила.        
Шнурок — коршун.        
Физкультминутка
Дети повторяют движения за педагогом
Педагог
Раз — подняться, потянуться,Два — нагнуться, разогнуться,Три — в ладоши три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять и шесть — тихо сесть.  
Работа над предложением
На наборном полотне детям предлагается ералаш:      
Малыши растут на грядке.
Огурцы играют в прятки.
Волки плавают в пруду.
Щуки воют на луну.
Дети читают первое предложение, находят несоответствие, затем ищут правильную вторую часть, заменяют на наборном полотне неправильную. Так же работают и с остальными предложениями. В итоге должно получиться:
Малыши играют в прятки.        
                             Огурцы растут на грядке.        
                                      Волки воют на луну.        
            Щуки плавают в пруду.        
Педагог. Возьмем любое предложение для анализа, например: Волки воют на луну. Сколько слов в этом предложении?
Дети. Четыре.
Педагог. Переставим их местами таким образом: На луну воют волки. Это предложение?
Дети. Да.
Педагог. Переставим слова по-другому: Луну волки воют на. Это предложение?
Дети. Нет, это набор слов.
П е д а г о г. Что изменилось?
Дети. Потерялся смысл.
Педагог. Тогда объясните, как вы понимаете, что же такое предложение?
Дети. Это слова, связанные между собой по смыслу.  
Отгадывание ребусов        
Педагог. Теперь мы с вами поиграем.
Детям предлагается несколько ребусов.
7 Я     ВИ  3 НА     ПО  2  Л      100  ЛБсемья         витрина                           подвал   столб
      ПЕ
       Л        У
    ШКА      
100  ☺☺☺       КА
     ВА
    пенал         подушка        столица         канава
Игра «Звездный час»
Предлагается длинное слово, из его букв дети составляют как можно больше слов и записывают их.
Абрикосы: рис, коса, сыр, рыба, бар, осы, бор, кобра.
Можно предложить другие слова с достаточным количеством наиболее распространенных букв: простокваша, гастроном, командировка.
Практическое задание. Адресуется педагогам дополнительного образования по математике.
Предлагаем апробировать вариант итогового занятия по математике. Пригласите учителей, школьного психолога и завуча начальной школы.
Занятие по математике
1. Считать в пределах 20, образовывать числа второго десятка
2. Определять предыдущее и последующее число по отношению к названному.        
3. Увеличивать и уменьшать числа на 1, 2.
4. Учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20.
5. Составлять числа из двух меньших.        
6. Вспомнить названия геометрических фигур.  
7. Составлять логические цепочки из геометрических  фигур по двум признакам — цвету и форме.
8. Группировать предметы по цвету и форме.      
9. Делить предмет на 4 равные части.
10. Ориентироваться на листе бумаги.      
11. Закреплять представления о времени, ее    
12. Развивать внимание, логическое мышление и речь.
13. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Демонстрационный материал: цифры от 1 до 20, набор геометрических фигур, пирамидка, карточки с примерами, картинки с изображением фруктов, муляжи фруктов, яблоко, разделенное на 4 части, игрушечная белка.
2. Раздаточный материал: цифры 1—20, знаки —, +, =, >, круги, листочки в клеточку, ручки.
* * *
       Педагог. Какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Педагог. Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Педагог. Какое сегодня число, какой месяц?
Дети. 14апреля.
Педагог. Какой сегодня день недели?
Дети. Среда.
Педагог. Если сегодня среда, то какой день был вчера и какой  будет завтра?
Дети. Вчера — вторник, завтра — четверг.
Педагог. Посмотрите на часы. Сколько сейчас времени?        
Дети. 9часов.
Педагог. Наше занятие будет идти ровно 30 минут или полчаса. Сколько будет времени, когда оно закончится?
Дети. 9 часов 30 минут или половина десятого.
Педагог. Посчитаем от 1 до 20 и обратно. Кружки с какими цифрами перевернуты? Почему именно с этими цифрами?
Дети. Цифра 3, потому что после 2 следует цифра 3. Перед цифрой 4 должна быть цифра 3. Между цифрами 2 и 4 стоит цифра 3.
     Педагог. Разложите по порядку цифры от 1 до 20. Покажите  число: предыдущее перед 12; следующее за 18; число больше, чем 10, но меньше, чем 12 (11). Покажите соседние числа 10, 15. Какое число больше, чем 7 на 1; меньше, чем 10 на 1; меньше, чем 3 на 3? Покажите число, в котором 1 десяток и 6 единиц (16), 3 единицы и1 десяток (13).

Посылка для белочки      
П е д а г о г. Кому весной особенно трудно живется?    Дети. Лесным животным.
Педагог. Почему?        
Дети отвечают.        
Я вчера получила письмо из леса. Белочка просит о помощи: ей нужно прислать посылку с фруктами и овощами. Помогите мне выбрать из предложенных грибов и фруктов те, что белочка ест. Но, прежде чем вы их возьмете, надо решить пример, который лежит около этого гриба или фрукта.
        3+3        10-4
3+1        8-2        2+2        7-1
                                                                            
Молодцы. Белочка будет рада. Сколько грибов мы положили в посылку?
Дети. Два.
Педагог. Положите эту цифру. Сколько фруктов?
Дети. Четыре.        
Педагог. Чего в посылке больше — грибов или. фруктов? Покажите знаком.        
Дети показывают: 4 > 2.
Давайте вспомним, что  такое задача. Из каких частей она состоит?
         Дети отвечают.    

Соберем пирамидку
ответ
решение
вопрос
условие

Закройте глаза. (Меняет составляющие части пирамидки местами). Красивая получилась пирамидка?
Дети. Нет, такие правильно.        Педагог. Так и в задаче. Решение не может быть перед условием, а вопрос после ответа. Соберите пирамидку правильно. Давайте решим задачу. В посылку для белочки дети положили два яблока, взрослые — четыре яблока. Сколько всего яблок положили в посылку? Решите эту задачу и запишите ее решение (2 + 4 = 6).Почему на первом месте стоит цифра 2?                                       Дети. Потому что дети положили два яблока.                  Педагог. Почему вы поставили знак +?             Дети. Потому что яблок стало больше.             .
П е д а г о г. Почему нужна цифра 4?        
Дети. Взрослые положили еще четыре яблока.  
Педагог. Сколько всего получилось яблок?      
Дети. Шесть.                                                          
П е д а г о г. Молодцы!                
Игра «Ручеек»
Педагог. Сегодня у нас ручеек будет по составу числа 10.
Дети берут цифры и встают парами соответственно составу числа 10. Например, 3 и 7, 5 и 5, 4 и 6. Дети подходят к водящему и называют свою пару. Например, 3 и 7, вместе 10 и встают в ручеек. Следующая пара называет свои цифры и тоже встает в ручеек. Так образуется ряд парных чисел, составляющих число 10.
Выложим на фланелеграфе логическую цепочку из геометрических фигур. Каждая следующая фигура должна отличаться формой и цветом.
О
О


        
Теперь объедините фигуры по форме
О
О
Как можно назвать каждую группу фигур?

Дети отвечают. Объедините фигуры в группы по цвету.

Как называется каждая группа?
Дети. Группа красных фигур, группа голубых.  
Работа в тетрадях
В каждой тетради стоит точка, от которой надо начинать узор. Узор выполняется под диктовку педагога.
Педагог. 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо.
Дальше дети продолжают выполнять узор самостоятельно
В конце проводится итог занятия