Технология индивидуализации обучения на занятиях в объединении «Волшебные узоры».

Технология индивидуализации обучения на занятиях в объединении
«Волшебные узоры».
( педагог д.о. Цымбалова С.Д.)
Технология индивидуализации обучения - это такая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Декоративно-прикладное творчество является широким полем деятельности для формирования и проявления индивидуальности каждого ребёнка. Таким образом, технология индивидуализации с успехом может внедряться в систему обучения рукоделию и способствовать личностному росту ребенка, что очень важно в системе дополнительного образования. В своей работе я использую индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы (технология индивидуализированного обучения Инге Унт) Мой опыт работы по применению данной технологии в образовательном процессе представляет следующую технологическую цепочку: 1.«Выявление субъектного опыта» ребенка. Если главная ценность для педагога сам ребенок, то изначально необходимо признать, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является носителем уникального, неповторимого «субъектного опыта» (термин И. С. Якиманской). Поэтому первый «шаг», который я делаю – выявление этого опыта, происходит это в ходе наблюдения, диалога в самые первые дни, недели общения с обучающимся, впервые попавшими в объединение. Выявляю познавательные интересы. Результат использования такого метода – согласие, понимание, взаимопонимание, сотрудничество. 2.«Развитие личностного образа» Одним из ведущих приемов педагогической поддержки в представляемой системе является индивидуальное собеседование – это начало - «пролог» к совместному труду, к развитию, движению вперед. Я [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], домашних дел ребенка, учитывать и преодолевать недостатки семейного воспитания, а также неразвитость мотивации, слабость воли. Учитываю причины неуспеваемости школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженную работоспособность и др.). Необходимо расположить детей к себе, искренне интересоваться их настроением, успехами. Неумение педагога вникать в жизненные проблемы ребёнка порождает у учащихся отчуждение от процесса обучения. Я помогаю ребятам увидеть смысл в их деятельности и мы совместно выстраиваем индивидуальную программу личностного развития.  3.«Самостоятельность» Мои занятия состоят из нескольких частей: часть первая - обучение, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа педагога с учеником. Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Основной этап сотрудничества и сотворчества, начинается с процесса «научения». Один из главных аспектов научения развитие способностей. Мои занятия включают приёмы, которые позволяют научить ребенка в зависимости от его способностей:
- действий по образцу ( при освоении приёмов техники);
-
· практические упражнения ( при формировании навыков работы с
инструментами и материалами);
- индивидуальные задания в соответствии со способностями и особенностями
каждого ребёнка (приобретение опыта практической деятельности);
- частично- поисковые задания (при обучении умению использовать свои знания и опыт при изготовлении изделия);
- проектная деятельность ( при формировании умения самостоятельно
выполнять изделие от замысла, эскиза, выбора оптимальных приёмов техники
выполнения – до оформления готовой работы).
Это привело к интересным результатам. У детей проявился устойчивый интерес к рукоделию. У них улучшилась память, появилось желание выполнять более сложные работы, которые до них никто не делал. Развивалась фантазия, эстетический вкус.

4.«Создание ситуации успеха» Я стараюсь создать ситуацию успеха это итог определенного пути, когда приложено немало усилий педагога и ученика, и наступил тот момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], неповторимое, индивидуальное, которое до сих пор было незнакомо даже самому ребенку. Таким итогом может быть, например, мероприятие, где участвовал ребёнок (выставка, конкурс). Именно в этот момент создается яркий и запоминающийся «образ успеха», к которому не раз возвращается память ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он «приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим». Подобный момент еще раз убеждает детей, что педагог не «над ними», а «рядом с ними». «Ситуация успеха» это не просто похвала учителем ученика, это момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним», благодаря созданной педагогом «развивающей среде». У обучающегося формируется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], желание творить, созидать. Итог данного этапа адекватная самооценка, самоопределение и самореализация ученика, когда ребенок начинает выстраивать сам определенную стратегию своего поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.
Особенно ярким примером индивидуализации обучения является работа с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В этом случае на каждого ребёнка создаются отдельная программа, календарно-тематический план, учитывающие все личностные характеристики этого ребёнка: и его индивидуальные способности, и состояние здоровья, и отношение к окружающему его миру, и личный опыт в области рукоделия, и эмоциональное восприятие всего вокруг.
15