ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ «ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ»


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
города Камень – на – Оби Алтайского края
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____________/О.Ю.Никитенко/

Протокол № от « »
августа 201 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 4»
___________/А.Н.Демина/

_____________ 201 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 4»
_____________/А.А.Реттих/

Приказ №_____ от «____» _____________201 г.


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ
«ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ»
Составила: В.В.Бирюкова
учитель технологии
высшей категории
2016 - 2017 учебный год
УДК
ББК
В.В.Бирюкова. Программа кружка «Волшебные узоры».

Программа кружка разработана на основе развития декоративно-прикладного творчества учащихся. Она включает в себя краткую историю развития народного декоративно-прикладного искусства и художественное изготовление изделий.
При изучении данной программы кружковцы познакомятся с техникой квиллинга, вышивкой шелковыми лентами и изонитью, освоят технологию приготовления соленого теста и основные приемы работы с тестом, научатся создавать изумительные сказочные и фантазийные композиции, делать оригинальные сувениры и стильные украшения для своего дома.
Данная программа разработана для учащихся 5-8 классов, предназначена для учителей обслуживающего труда образовательной области «Технология» и педагогов дополнительного образования.

УДК
ББК
КАМЕНЬ-НА-ОБИ
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание программы
Календарно – тематический план
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народное творчество это яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание учащихся на различных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к творчеству и ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Данная программа разработана для учащихся 5-8ых классов и рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) и является ознакомительной с основами квиллинга, соленым тестом, вышивкой шелковыми лентами и изонитью.
Основной целью данной программы является формирование творческих способностей учащихся через освоение различных видов декоративно – прикладного искусства.
Данная цель может быть успешно достигнута при решении следующих
задач:
ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
совершенствование практических умений и навыков выполнения изделий в различных техниках декоративно – прикладного характера;
развитие эстетического и художественного вкуса, творческой инициативы;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям.
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, демонстраций образцов, презентаций изделий декоративно-прикладного искусства, а также выполнения практических заданий.
По структуре программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая часть включает в себя краткую историю развития народного декоративно-прикладного искусства, изучение характерных особенностей техники бумагокручения, вышивки шелковыми лентами, изделий из соленого теста и изонити. А так же организацию рабочего места при выполнении ручных работ и технику безопасности.
Основное место на кружковых занятиях отводится второй части программы: практической работе. Она включает в себя выполнение эскизов, графических изображений, сам процесс изготовления изделий в технике квиллинга, вышивки шелковыми лентами, из соленого теста и изонити.
Основная особенность программы заключается в тесном взаимном сотрудничестве данных частей и организации современных форм учебного процесса:
теоретические, практические, интегрированные занятия;
экскурсия в музей;
консультации (индивидуальные и групповые);
мастер-класс лучших учащихся;
познавательные игры и викторины;
выставка творческих работ учащихся.
Завершающим этапом или формой отчетности учащихся является выполнение и публичная демонстрация изделий, выполненных в разных техниках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Квиллинг (18ч.)

История развития бумагокручения. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для выполнения изделий в данной технике. Основные приемы работы.
Техника выполнения базовых фигур: «роллы», «капля», «лепесток», «полумесяц». Эксцентрические формы. Выполнение бахромы. Технология выполнения цветов и листьев в петельной технике.
Основы композиции. Понятия “эскиз”, “рисунок”, “композиция”, “орнамент”. Законы построения композиции. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Форма и пропорции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
выполнение базовых фигур в квиллинге;
разработка и создание эскиза изделия;
выполнение махровых и двойных бахромчатых цветов;
выполнение цветов и листьев эксцентрических форм;
выполнение цветов и листьев в петельной технике;
сборка и оформление изделия.
Вышивка шелковыми лентами (16ч.)
Общие сведения о вышивке. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивки шелковой лентой.
Основы композиции. Понятия “эскиз”, “рисунок”, “композиция”, “орнамент”. Законы построения композиции. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Форма и пропорции. Профессия “художник-модельер”, “вышивальщица”.
Техника вышивки шелковой лентой. Как вставить и закрепить ленту в игле, завязать узелок на конце ленты, закончить работу. Технология выполнения стежков “за иглу”, кружевной , “каскад”, “цепочка”, колониальный узел, “коралл”, ползучий, французский узел, стежок-листик, стебельчатый, ленточный, бегущий, кручёный прямой. Технология выполнения полураспустившейся розы, розы-паутинки, розы на стебле, ромашки, хризантемы. Работа с информацией, образцами, инструкционными картами.
Вышивка и оформление панно. Выбор рисунка, формы, ткани для панно. Вышивка панно, влажно-тепловая обработка, оформление панно. Работа с информацией, образцами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Техника выполнения прямого и ленточного шва;
Техника выполнения французских узелков;
Техника выполнения цветов сборкой и петельками;
Техника выполнения листьев и веточек;
Техника выполнения фоновой росписи;
Техника выполнения воз для цветов;
Вышивание изделия.
Соленое тесто (20ч.)
История развития тестопластики. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для выполнения изделий в данной технике. Основные приемы работы.
Технология приготовления классического рецепта соленого теста. Добавки, улучшающие качество материала. Окрашивание теста с помощью пряностей и красок. Лепка крупных и мелких деталей. Создание фактурной поверхности. Соединение отдельных деталей композиции. Способы сушки, запекания и подрумянивания изделий из соленого теста. Сушка и запекание изделий из цветного теста. Использование лаков и грунтовок для защиты изделий из теста от внешних воздействий.
Использование дополнительных текстильных и природных материалов для создания композиции. Оформление и сборка изделий.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Технология приготовления классического рецепта соленого теста и с добавками.
Окрашивание теста с помощью пряностей и специальных красителей.
Лепка простых элементов из теста.
Создание фактурной поверхности. Скрепление деталей между собой.
Создание эскиза изделия.
Изготовление изделий из соленого теста с использованием тканей и природных материалов.
Изготовление оберегов из соленого теста.
Запекание и подрумянивание изделий.
Нанесение защитных составов.
Сборка и оформление готовых картин.
Изонить (16ч.)
История развития ниткографии. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для выполнения изделий в данной технике. Основные приемы работы.
Приемы заполнения простых фигур и элементов: окружности, треугольника, квадрата, ромба, а также углов – прямых, тупых и острых. Построение сложных узоров и композиций на основе простых фигур. Комбинации из углов и простых фигур. Сочетание сложных геометрических фигур с фигурами с плавными очертаниями. Морская тематика в технике изонить. Рыбки на основе углов и окружностей, медузы, водоросли, улитки , пузырьки. Бабочки и стилизованные птицы. Принципы их заполнения. Выполнение цветов и звезд на основе заполнения углов и окружностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Заполнение простых фигур. Угол. Окружность. Треугольник. Квадрат. Ромб.
Заполнение сложных фигур. Звезды. Многоугольники. Фигуры с плавными очертаниями.
Создание эскиза изделия.
Вишивание обитателей моря в технике ниткографии.
Вышивание бабочек и стилизованных птиц.
Вышивание цветов, звезд и снежинок в технике ниткографии.
Сборка и оформление готовых изделий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование модулей и тем Всего часов В том числе: Информационное сопровождение Дата
Теорети
ческие занятия Практи
ческие занятия 1 КВИЛЛИНГ 18 1.1 Введение в квиллинг. Оборудование, инструменты и приспособления. 2 1 1 презентация 7.09
1.2 Основные приемы работы. 2 1 1 презентация 14.09
1.3 Базовые фигуры в квиллинге. 2 1 1 презентация 21.09
1.4 Разработка и создание эскиза изделия. 2 1 1 презентация 28.09
1.5 Махровые и двойные бахромчатые цветы. 2 1 1 презентация 5.10
1.6 Эксцентрические формы. 2 1 1 презентация 12.10
1.7 Цветы и листья в петельной технике. 2 1 1 презентация 19.10
1.8 Выполнение изделия. 2 1 1 26.10
1.9 Сборка и оформление изделия. Демонстрация изделий. 2 1 1 9.11
2 ВЫШИВКА
ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ 16 2.1 Материалы и инструменты для вышивания лентой. Основные приемы работы. 2 1 1 презентация 16.11
2.2 Прямой и ленточный швы. Вышивание цветов. 2 1 1 презентация 23.11
2.3 Французские узелки. Вышивание цветов. 2 1 1 презентация 30.11
2.4 Техника выполнения цветов сборкой и петельками. Вышивание изделия. 2 1 1 презентация 7.12
2.5 Техника выполнения листьев и веточек. Вышивание изделия. 2 1 1 презентация 14.12
2.6 Фоновая роспись. Вышивание изделия. 2 1 1 презентация 21.12
2.7 Вазы для цветов. Вышивание изделия. 2 1 1 презентация 28.12
2.8 Сборка и оформление изделия. Демонстрация изделий. 2 1 1 11.01
3 СОЛЕНОЕ ТЕСТО 20 3.1 Технология приготовления соленого теста. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. 2 1 1 презентация 18.01
3.2 Способы окрашивания теста. Лепка простых элементов из теста. 2 1 1 презентация 25.01
3.3 Создание фактурной поверхности. Скрепление деталей между собой. 2 1 1 презентация 1.02
3.4 Влияние интерьера помещения на выбор темы композиции. Цветовое и стилевое решение. 2 1 1 презентация 8.02
3.5 Создание эскиза изделия. Изготовление изделий из соленого теста. 2 1 1 презентация 15.02
3.6 Изделия из соленого теста с использованием ткани и природных материалов. Натюрморты и картины для кухни. 2 1 1 презентация 22.02
3.7 Обереги из соленого теста и природных материалов. 2 1 1 презентация 1.03
3.8 Хранение теста и сушка изделий. Запекание и подрумянивание. 2 1 1 15.03
3.9 Нанесение защитных составов. Изделия из соленого теста. 2 1 1 22.03
3.10 Реставрация и хранение готовых изделий. Изделия из соленого теста. Сборка и оформление готовых картин. Демонстрация изделий. 2 1 1 5.04
4 ИЗОНИТЬ 16 4.1 Техника изонити. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. 2 1 1 презентация 12.04
4.2 Основные приемы работы. Заполнение простых фигур. Угол. Окружность. Треугольник. Квадрат. Ромб. 2 1 1 презентация 19.04
4.3 Заполнение сложных фигур. Звезды. Многоугольники. Фигуры с плавными очертаниями. 2 1 1 презентация 26.04
4.4 Узоры и композиции. Создание эскиза изделия. 2 1 1 презентация 3.05
4.5 Обитатели моря в технике ниткографии. Выполнение изделия. 2 1 1 презентация 10.05
4.6 Бабочки и стилизованные птицы. Выполнение изделия. 2 1 1 презентация 17.05
4.7 Цветы. Звезды. Снежинки. Выполнение изделия. 2 1 1 презентация 24.05
4.8 Сборка и оформление готовых изделий. Выставка творческих работ кружковцев. 2 1 1 31.05
Итого: 70 35 35 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся должны знать:
оборудование, инструменты и приспособления, используемые в технике «квиллинг»;
основные приемы работы;
технику выполнения базовых фигур в квиллинге;
технику выполнения эксцентрических форм;
петельную технику;
правила сборки и оформления изделия,
инструменты, приспособления, материалы для вышивки шелковой лентой;
основные приемы вышивки шелковой лентой;
способы перевода рисунка на ткань;
роль цвета, сочетания цветов;
правила ухода за изделием, вышитым лентой;
оборудование, инструменты и приспособления, используемые в работе с соленым тестом;
технологию приготовления соленого теста;
правила окрашивания соленого теста;
технику получения фактурной поверхности на тесте;
правила сочетания композиции изделия с интерьером помещения;
правила сочетания природного и текстильного материала с элементами изделий из соленого теста;
условия хранения теста, его сушку, запекание и подрумянивание;
условия нанесения защитных составов;
оборудование, инструменты и приспособления, используемые в технике «изонить»;
основные приемы работы;
правила заполнения простых фигур;
правила заполнения сложных фигур.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами и приспособлениями для квиллинга и вышивки шелковыми лентами;
владеть основными приемами работы в технике «квиллинг» и вышивки шелковыми лентами;
выполнять эскиз рисунка на изделии;
выполнять окончательную сборку изделия и последующий уход за ним;
готовить соленое тесто по классическому рецепту и с добавками;
окрашивать соленое тесто;
выполнять простые и сложные элементы изделия из соленого теста;
сушить, запекать и подрумянивать изделие;
наносить защитный состав;
владеть основными приемами работы в технике «изонить»;
заполнять простые и сложные фигуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бриджит Казагранда Поделки из соленого теста. Практическое пособие / пер. с франц. О.Е.Ивановой. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. – 61с.цв.ил.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 88с.:ил. – (Ручная работа).
Вышивка лентами. – Минск: Харвест, 2009. – 160с.: ил.
Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6-11-х классах . – изд.2-е. –Рростов н/Д : Феникс, 2008. – 315, (1)с. – (Сердце отдаю детям).
Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы : работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток /авт.-сост. Е.А.Губина.-Волгоград:Учитель, 2009. – 122с.:ил.
Обучение мастерству рукоделия.5 – 8классы/ авт.-сост. Е.А. Губина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 137с.: ил.
Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных и внешкольных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,1983. – 143с., ил.
Технология. Организация кружковой работы в школе / авт.-сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград: Учитель,2008. – 184с.
Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: аст – пресс книга. – 104с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Чиотти Донателла Украшения из шелковых лент / Пер. с итал. Г.В.Кирсановой. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2007. – 96с.:цв.ил.