Программа курса по выбору Волшебные узоры для 5 классов


КГУ «Гимназия №9»
«Утверждаю»
Директор КГУ «Гимназия №9»
_______ Бартош С.Н.
2014 г.

Программа
курса по выбору
«Волшебные узоры»
для 5-х классов
Составитель: учитель технологии
Жирнова Л.В.
г. Караганда
2014 год
Пояснительная записка
Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности.
Ориентация человека на определённую профессию реализуется лишь в ходе его собственного развития, поэтому профессиональные намерения, соответствующие интересам и склонностям личности, необходимо формировать, начиная с младшего школьного возраста. Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности сложный, противоречивый и длительный. В работу, которую человек любит, можно вложить не только мастерство, но и чувства, что важно для каждой творческой личности. Трудовая деятельность, выбранная человеком по интересам, возвышает, улучшает жизнь, делает человека счастливым и вне работы. Нудная и нелюбимая работа способна вызвать глубокую неудовлетворённость и раздражительность. Именно поэтому так важно формировать будущих профессионалов, испытывающих моральное и материальное удовлетворение от работы, приносящей пользу самому человеку, его семье и, наконец, Отечеству.
Необходимым условием роста интересов является усложнение материала, формирование целостной картины знаний о мире профессий и технологий, умение гибко реагировать на изменение обстоятельств, адаптироваться в новых ситуациях.
Курс «Волшебные узоры» предназначен для учащихся 5 классов. Программа курса предполагает более совершенное овладение одним из наиболее распространённых видов рукоделия. Занятия курса помогут учащимся научиться уверенно пользоваться различной литературой, свободно пользоваться схемами повышенной сложности и использовать в работе нетрадиционные материалы. Программа курса позволяет расширить как теоретические знания по вязанию крючком, так и практические навыки, что позволит в дальнейшем использовать эти умения и совершенствовать их.
Цели курса:
-знакомство с одним из видов рукоделия, историей его возникновения, развитием и современными тенденциями;
-формирование более углублённого представления о мире профессий и особенностями их выбора;
-организация внеурочного досуга школьников.
Задачи курса:
- научить самостоятельно выбирать объект труда, соответственно своим умениям, навыкам и наличию материалов и инструментов;
- развивать умение работать по схемам и создавать свои рисунки для собственных моделей;
- воспитывать желание создавать красивые вещи своими руками, умение работать творчески,
-объективно оценивать свои результаты и результаты своих друзей.
Ожидаемые результаты:
-более детальное овладение способами вязания крючком;
- самостоятельное изготовление оригинальных изделий из остатков пряжи и других нетрадиционных материалов;
-формирование правильного восприятия, чувства меры, цвета, развитие вкуса и создание собственного стиля.
Содержание и структура курса
Курс состоит из 34 занятий теоретической и практической подготовки. Программа состоит из 4 основных тем.
Тема 1 предполагает изучение истории возникновения ремесла, особенности его развития, технику безопасности, инструменты и материалы, используемые в работе.
Тема 2 закладывает основы овладения мастерством вязания крючком, предусматривает детальное изучение видов петель, способов их провязывания, включает использование в работе схем и условных обозначений.
Тема 3 совершенствует умение выполнения объекта труда от его зарисовки и эскиза до сборки и украшения дополнительными деталями.
Тема 4 предполагает использование изученных приёмов и навыков на практике - создание авторских изделий декоративно-прикладного характера.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения на курсе учащиеся должны знать:
-правила техники безопасности:
-свойства различных материалов, используемых в вязании:
-историю возникновения ремесла, особенности развития, современные тенденции трикотажной моды.
В результате окончания курса учащиеся должны уметь:
-выполнять все основные элементы вязания крючком:
-пользоваться не только привычными, но и нетрадиционными материалами, инструментами и приспособлениями:
-выполнять эскиз, схему и описание изделия:
-осуществлять выполнение деталей, сборку и отделку изделия, используя самые разнообразные материалы:
-пользоваться книгами, журналами и другой литературой по вязанию (Интернет).
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Форма проведения
1 Правила поведения и техники безопасности.
Из истории возникновения ремесла. 1 час
1 час Беседа, коллективная работа над творческим заданием
2 Воздушные петли.
Коллажи из косичек. Коллективная работа
Полустолбик. Петли подъёма. Столбики без накида и с накидом. Виды накидов, способы провязывания столбиков. 3 часа
4 часа Фронтальная и индивидуальная работа, самостоятельная работа
3 Вязание по схемам. Работа с литературой по вязанию.
Длинные петли.
Вязание по кругу.
Вязание квадрата
Прибавления и убавления 3 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа Фронтальная и индивидуальная работа, самостоятельная работа
4 Изготовление изделий:
-вязание салфеток по схемам
-цветы и листья, коллаж "Корзина"
-вязание ковриков
-вязание игрушек
-вязание летней шляпки и сумочки 3 часа
2часа
4 часа
2 часа
3 часа Практические занятия
Литература
1. Соколовская Е.М., На спицах и крючком. Минск, 1988
2. Кришталёва В.С., Вязание узоров. Киев,1984
3. Арефьев П.И., Занимательные уроки технологии. Москва, 2005
4. Огерчук Л.Ю., Текстовые задания по технологии. Москва,2005
5. Журналы по вязанию: «Лена-рукоделие», «Сабрина», «Сандра», «Диана-креатив» и другие.