«Наш дом — Оренбуржье» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность программы: туристско-краеведческая


Управление образования администрации города Бузулука
Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
методического совета
от «___» августа 2016 г.
Протокол №____
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДТ «Радуга»
______________ О.Ю. Гостева
«___» августа 2016 г.
«Наш дом - Оренбуржье»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность программы: туристско-краеведческая
Возраст детей: 8 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Колыхалова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Бузулук, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Направленность программы 3
1.2. Уровень освоения программы 4
1.3. Актуальность программы 4
1.4. Новизна программы 5
1.5. Отличительные особенности программы 5
1.6. Адресат программы 6
1.7. Объем и сроки освоения программы 6
1.8. Формы организации образовательного процесса 6
1.9. Режим занятий 6
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7
3.1. Учебный план первого года обучения 7
3.3. Содержание учебного плана первого года обучения 8
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 12
1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20
4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ 20
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 21
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 26
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 29
I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Интерес к истории своего края, своей страны – яркая примета времени. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами в современных экономических и политических условиях – сложно. Знакомство детей с ценностями духовной и материальной культуры, историей и традициями малой родины поможет формированию общего представления о роли Оренбургского края в истории России, научит ценить и любить свой дом, семью.
Изучение культуры и обычаев народностей, населяющих Оренбургскую область, является главным в содержании программы «Наш дом – Оренбуржье».
Помимо теоретических знаний краеведческой направленности значительное место в программе занимает практическая работа. Теоретический блок завершается изготовлением поделки, связанной с изучаемой темой. Таким образом, учащиеся помимо краеведческих знаний получают навыки работы с различными материалами, осваивают культуру ручного труда и начального моделирования.
Кроме того в план занятий входит посещение музеев и выставок. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, даёт новое представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний является практическая творческая работа – самый естественный для детей способ усвоения информации.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).
1.2. Уровень освоения программы
Уровень освоения программы– базовый. Он предполагает использование и реализацию форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
1.3. Актуальность программы
Актуальность программы.Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы, утвержденная правительством РФ 14 сентября 2014 года, определила ключевую социокультурную роль дополнительного образования. «В 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по прикладному краеведению «Наш дом – Оренбуржье» разработана для младших и средних школьников и направлена на знакомство ребенка с родным краем, на формирование позитивного взгляда на историю Оренбургской области, воспитание любви к родному дому, семье, краю.
Программа «Наш дом – Оренбуржье» разработана и реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа составлена с учетом регионального компонента– обучающиеся знакомятся с культурой и обычаями народностей, населяющих Оренбургскую область.
1.4. Новизна программы
Новизна программы. Программа разработана на основе междисциплинарного подхода, который обеспечивает интеграцию двух направленностей:краеведческой и начального технического моделирования.
Данная программа является многоуровневой системой разнообразных видов совместной деятельности обучающихся и взрослых, в т.ч. родителей.
1.5. Отличительные особенности программы
Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Наш дом – Оренбуржье» разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (Приложение № 1).
Введение Национально-регионального компонента в содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Наш дом – Оренбуржье» позволяет организовать занятия, с учетом изучения национальных традиций, особенностей истории, жизни и деятельности коренных народов Оренбуржья. Национально-региональный компонент в дополнительном образовании способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций народов Оренбуржья.
Регионализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Наш дом – Оренбуржье» достигается через изучение народных традиций, праздников (Тема 6.Национальные праздники), обрядов (Тема 3.Национальные традиции и обряды), ремесел:«Ремесла народов Оренбуржья» (Тема 12.Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел), костюмов (Тема 4. Национальные костюмы), игр (Тема 10. Национальные игры),проведение выставок творческих работ обучающихся объединения«Наш дом - Оренбуржье»:«Украшения национальных костюмов» (Тема 5.Изготовление деталей национальных костюмов), «Старинные национальные игрушки народов Оренбуржья» (Тема 15.Изготовление игрушки-оберега).
Главной отличительной особенностью данной программы является ее многофункциональность. Тематика программы функциональна, она может изменятся и дополнятся с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем. Отличительная особенность данной программы состоит в ее практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую и исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода.
1.6. Адресат программы
Программа адресована учащимся 8-15 лет. Этот возраст – оптимальный этап в развитии мировоззрения личности.
1.7. Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год – 144 часа.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Формой организации деятельности обучающихся на занятии является фронтальная, групповая, формы проведения занятия – теоретические (беседа, экскурсия) и практические занятия, выставки, творческаямастерская, показ обряда, праздник, игровое занятие, репетиция, фестиваль, контрольное занятие, посиделки.
1.9. Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа).
2. Цель и задачи программы:
Целью программыявляется формирование основ гражданской идентичности учащегося и расширение его индивидуального культурного опыта, развитие интереса к истории родного края через творческий труд.
Задачи программы:
образовательные:
познакомить с историейобразования Оренбургской области;
познакомить культурными традициями малой Родины, с истоками творчества народов Оренбуржья;
обучить ремеслам народов Оренбуржья;
развивающие:
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать трудовые умения и навыки, кругозор и мировоззрение обучающихся.
воспитательные:
воспитывать такие личностные качества как доброту, честность, взаимопомощь;
воспитывать толерантность;
прививать культуру труда и этику общения; бережное отношение и любовь к природе, родному краю.

3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п Тема Количество
Формы аттестации контроля
Всего часов
Часов Теория Практика Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу «Наш дом - Оренбуржье»
1. Вводное занятие 2 1 1 тестирование
2. История образования Оренбургской области 4 2 2 опрос
Раздел 2. Народные национальные традиции.
3. Национальные традиции и обряды 18 6 12 тестирование
4. Национальные костюмы 10 4 6 Опрос
5 Изготовление аксессуаров национальных костюмов 16 6 10 Зачет /выставка
6 Национальные праздники 18 6 12 Опрос
Раздел 3 Народные национальные ремесла и промыслы
7 Национальные ремесла и промыслы 18 6 12 Опрос
8 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел 20 6 14 Зачет /выставка
Раздел 4. Национальные детские игры и игрушки.
9 Национальные игрушки 20 6 14 Зачет /выставка
10 Национальные игры 16 6 10 Опрос
11 Итоговое занятие 2 1 1 Зачет
Итого: 144 49 95 3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу
«Наш дом - Оренбуржье»
Тема 1.Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Наш дом - Оренбуржье».
Теория:Ознакомление детей с учебным планом, инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом, при проведении экскурсий и массовых мероприятий. Заполнение журнала по технике безопасности. Беседа «Культура поведения».
Практика: Коммуникативные игры на знакомство. Презентация «Наш дом – Оренбуржье».
Тема 2.История образования Оренбургской области.
Теория: История образования Оренбургской области. Географическое расположение области. Национальности жителей области.
Практика: Игра «Сплочение коллектива». Презентация «О народностях Оренбуржья».Заочное путешествие по области. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Раздел 2. Народные национальные традиции.
Тема 3. Национальные традиции и обряды.
Теория: Национальные традиции и обряды народов Оренбуржья, атрибутика обряда, сезонность.
Практика: Подготовка атрибутики, проведение обрядов завершения посевной и сбора урожая.
Тема 4. Национальные костюмы.
Теория: Особенности национальных костюмов народов Оренбуржья.Специфика национальной культуры и национального костюма. Национальный орнамент в одежде и архитектуре.
Практика: Презентация «Национальные костюмы народов Оренбуржья». Создание эскиза национального костюма (по выбору обучающегося).
Тема 5.Изготовление аксессуаров национальных костюмов.
Теория: Общие сведения о способах изготовления и назначении определенных аксессуаров национального костюма. Краткая характеристика материалов и их свойств, используемых в работе.
Практика: Характеристика предложенных материалов (цвет и оформление), аукцион идей по использованию того или иного материала. Создание эскиза готового изделия (подвески, бусы, браслеты, пояса, головные уборы). Изготовление аксессуара национального костюма (по выбору обучающихся). Обработка готовых изделий допустимыми способами.
Тема 6. Национальные праздники.
Теория: История возникновения национальных праздников, традиции, обычаи, атрибутика праздников, фольклор.
Практика: Презентация «Национальные праздники и обычаи народов Оренбуржья». Составление календаря сезонных праздников. Разучивание песен, потешек, частушек. Подготовка и проведение праздника«Святки». Промежуточный контроль: создание презентации на тему «Святки».
Раздел 3 Народные национальные ремесла и промыслы
Тема 7. Национальные ремесла и промыслы.
Теория: Ремесло и промысел.Определения и разновидности. Современные ремёсла и промыслы. Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии.
Практика: Создание эскиза готового изделия (по выбору обучающегося), характеристика предложенных материалов (цвет и оформление) для его изготовления.
Тема 8.Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел.
Теория: Многообразие оберегов, их значении. Способы изготовления.Характеристика предложенных материалов для изготовления оберега, их значение.
Практика: Создание эскиза готового изделия. Изготовление оберега (по выбору обучающихся).
Раздел 4. Национальные детские игры и игрушки.
Тема 9.Национальные игрушки.
Теория: История возникновения и разновидности национальных игрушек, их значение.Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини?Характеристика предложенных материалов для изготовления игрушки, их значение.
Практика: Создание эскиза готового изделия. Изготовление игрушки (по выбору обучающихся).
Тема 10.Национальные игры.
Теория: Разновидности национальных игр, игры для улицы и помещения, атрибутика для проведения игр.
Практика: Изготовление атрибутики для проведения игр, фестиваль национальных игр.
Тема 11. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы объединения за учебный год.
Практика: Итоговый контроль, выполнение творческих работ.
Творческая работа «Ребусы». Обучающиеся составляют ребусы на тему: «Национальные ремесла».
Творческая работа «Кроссворды». Обучающиеся составляют кроссворд, беря за основу названия деталей национальных костюмов жителей Оренбургской области.
Творческая работа «Загадки, стихи». Обучающиеся готовит загадки на темы праздники и обряды народов Оренбургской области, сочиняет стихи или четверостишье.
Творческая работа «Эскиз». Обучающиеся делает эскизы национальных костюмов и национальных игрушек.
Творческая работа «Викторина «Юный краевед». Каждому обучающемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной край».
4. Планируемые результаты
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
гражданская идентичность с чувством любви к родной стране и малой родине, к её природе, культуре, с интересом к её истории, уважительном отношении к другим народам, их традициям;
чувство гордости за свою страну и малую родину;
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
самостоятельность и чувство ответственности за свои поступки;
начальные навыки саморегуляции;
способность к эмпатии (пониманию, сопереживанию, оказанию помощи);
осознанность в отношении к себе как к индивидуальности и одновременно как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.
Метапредметные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения и навыки:
1.Регулятивные:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;
самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей;
готовность оценивать свой труд, принимать оценки товарищей, педагогов, родителей;
2.Познавательные:
анализировать информацию;
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
прогнозировать результат;
применять средства ИКТ для решения поставленных задач;
3.Коммуникативные:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;
приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с товарищами);
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
историю образования Оренбургской области;
национальный состав народов Оренбуржья;
культурные традиции народов малой Родины;
национальные ремесла;
Обучающиеся будут уметь:
изготавливать украшения к народным костюмам;
изготавливать национальные игрушки-обереги;
проводить национальные обряды и игры;
изготавливать предметы быта, используя традиционные ремесла народов Оренбуржья.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Количество часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Раздел 1.Введение в общеобразовательную программу «Наш дом - Оренбуржье»
1 Сентябрь Беседа 2 Вводное занятие учебный кабинет Опрос
2 Сентябрь Беседа 2 История образования Оренбургской области. учебный кабинет
Опрос
3 Сентябрь Практическое занятие
2 История образования Оренбургской области. учебный кабинет
Опрос
Раздел 2. Народные национальные традиции.
4 Сентябрь Беседа 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет
Опрос
5 Сентябрь Экскурсия 2 Национальные традиции и обряды библиотека Опрос
6 Сентябрь Беседа 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Опрос
7 Сентябрь Практическое занятие 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Педагогическое наблюдение
8 Сентябрь Практическое занятие 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Самостоятельная работа
9 Октябрь Репетиция 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Самостоятельная работа
10 октябрь Репетиция 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Самостоятельная работа
11 октябрь Практическое занятие 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Зачет
12 октябрь Практическое занятие 2 Национальные традиции и обряды учебный кабинет Проведение обряда
13 октябрь Беседа 2
Национальные костюмы учебный кабинет Опрос
14 октябрь Экскурсия 2 Национальные костюмы музей Опрос
15 октябрь Практическое занятие 2 Национальные костюмы учебный кабинет Самостоятельная работа
16 октябрь Практическое занятие 2 Национальные костюмы учебный кабинет Самостоятельная работа
17 ноябрь Практическое занятие 2 Национальные костюмы учебный кабинет Зачет
18 ноябрь Беседа 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Опрос
19 ноябрь Экскурсия 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов Музей Опрос
20 ноябрь Беседа 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Опрос
21 ноябрь Практическое занятие 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Педагогическое наблюдение
22 ноябрь Практическое занятие 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Самостоятельная работа
23 ноябрь Практическое занятие 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Самостоятельная работа
24 ноябрь Практическое занятие 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Зачет
25 декабрь Выставка.
Промежуточный контроль 2 Изготовление аксессуаров национальных костюмов учебный кабинет Выставка
26 декабрь Беседа 2 Национальные праздники учебный кабинет Опрос
27 декабрь Экскурсия 2 Национальные праздники библиотека Опрос
28
декабрь Беседа 2 Национальные праздники учебный кабинет Опрос
29 декабрь Практическое занятие 2 Национальные праздники учебный кабинет Педагогическое наблюдение
30 декабрь Практическое занятие 2 Национальные праздники учебный кабинет Педагогическое наблюдение
31 декабрь Контрольное занятие 2 Национальные праздники учебный кабинет Презентация
32 декабрь Посиделки 2 Национальные праздники учебный кабинет Самостоятельная работа
33 январь Репетиция 2 Национальные праздники учебный кабинет Самостоятельная работа
34 январь Практическое занятие 2 Национальные праздники учебный кабинет Праздник
Раздел 3 Народные национальные ремесла и промыслы
35 январь Беседа 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Опрос
36 январь Экскурсия 2 Национальные ремесла и промыслы библиотека Опрос
37 январь Беседа 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Опрос
38 январь Практическое занятие 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Педагогическое наблюдение
39 январь Практическое занятие 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Самостоятельная работа
40 январь Практическое занятие 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Самостоятельная работа
41 февраль Практическое занятие 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Педагогическое наблюдение
42 февраль Беседа 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Опрос
43 февраль Практическое занятие 2 Национальные ремесла и промыслы учебный кабинет Зачет
44 февраль Беседа 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Опрос
45 февраль Экскурсия 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел музей Опрос
46 февраль Беседа 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Опрос
47 февраль Практическое занятие 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел Педагогическое наблюдение
48 февраль Практическое занятие 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Педагогическое наблюдение
49 март Практическое занятие 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Самостоятельная работа
50 март Посиделки 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Самостоятельная работа
51 март Практическое занятие 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Самостоятельная работа
52 март Практическое занятие 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Самостоятельная работа
53 март Выставка 2 Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел учебный кабинет Выставка
Раздел 4. Национальные детские игры и игрушки.
54 март Беседа 2 Национальные игрушки учебный кабинет Опрос
55 март Беседа 2 Национальные игрушки учебный кабинет Опрос
56 март Экскурсия 2 Национальные игрушки музей Опрос
57 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Педагогическое наблюдение
58 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Педагогическое наблюдение
59 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Самостоятельная работа
60 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Самостоятельная работа
61 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Самостоятельная работа
62 апрель Практическое занятие 2 Национальные игрушки учебный кабинет Самостоятельная работа
63 апрель Выставка 2 Национальные игрушки учебный кабинет Выставка
64 апрель Беседа 2 Национальные игры учебный кабинет Опрос
65 май Беседа 2 Национальные игры учебный кабинет Опрос
66 май Практическое занятие 2 Национальные игры учебный кабинет Педагогическое наблюдение
67 май Практическое занятие 2 Национальные игры учебный кабинет Самостоятельная работа
68 май Беседа 2 Национальные игры учебный кабинет Опрос
69 май Практическое занятие 2 Национальные игры спортивная площадка Педагогическое наблюдение
70 май Репетиция 2 Национальные игры спортивная площадка Самостоятельная работа
71 май Фестиваль
2 Национальные игры спортивная площадка Зачет
72 май Контрольное занятие 2 Итоговое занятие Учебный кабинет Зачет
Творческая работа.
2. Условия реализации программы
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
– ткань для шитья;
– шерсть для валяния;
– пряжа и нитки для вязания;
– природный материал;
– бумага, картон, цветная бумага;
– декоративная фурнитура.
Инструменты и приспособления:
– приспособления для ручного труда (крючки и спицы для вязания, ножницы, иглы, сантиметровая лента, английские булавки.).
– клей «Момент», клей ПВА,
– шаблоны.
Дидактическое обеспечение курса:
– карта Оренбургской области;
– сценарии праздников;
– подборка обрядов и описание их проведения;
– образцы готовых изделий,
– журналы, книги,
– подборки рисунков и различных изделий, и описания их изготовления.
– наглядные пособия,
– технологические карты, схемы,
– видеоматериалы.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования. При реализации программы активно используются экскурсии в городской краеведческий музей и библиотеку им. Толстого.
3. Формы аттестации/контроля
При реализации программыиспользуется несколько видов диагностики:
Входящая диагностика проходит в форме беседы.
Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы; предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития учащихся: (опрос, выставки, тестирование, зачёт, контрольное занятие.).
Итоговая диагностикапо завершении обучения проходит в форме контрольного занятия.
Формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, анкеты, тестирование.
Формы предъявления результатов: выставки, конкурсы, зачеты, праздники.
Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш дом – Оренбуржье» подобран диагностический инструментарий
4. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш дом - Оренбуржье»
Оценка результатов деятельности обучающихся
Оценка результатов деятельности обучающихся проводится в несколько этапов и включает в себя входную и итоговую диагностику.
Входная диагностика проводится при поступлении обучающихся в объединение, итоговая – в конце учебного года.
Входная диагностика представляет собой неформальную беседу педагога с обучающимися с целью выяснения примерного уровня знаний.
Промежуточный контроль проводится по окончании каждой темы, что помогает определять степень усвоения обучающимися учебного материала. Проводится промежуточный контроль в форме выставок, зачетов, фестивалей, праздников.
Итоговая диагностика предполагает определение уровня освоения программного материала обучающихся и включает в себя устный опрос и творческую работу. Каждый обучающийся выполняет задания, а именно: составление ребусов, кроссвордов, загадок. Так же отдельным пунктом стоит участие обучающихся в конкурсах, праздниках и в выставках. Итоги каждого этапа вносятся в индивидуальную диагностическую карту обучающихся. По результатам делается вывод об уровне освоения программного материала
Творческая работа «Ребусы». Обучающиеся составляют ребусы на тему: «Национальные ремесла». Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов, количество составленных ребусов.
Творческая работа «Кроссворды». Обучающиеся составляют кроссворд, беря за основу названия деталей национальных костюмов жителей Оренбургской области. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.
Творческая работа «Загадки, стихи». Обучающиеся готовит загадки на темы праздники и обряды народов Оренбургской области, сочиняет стихи или четверостишье. Оценивается количество загадок и слог стихотворения или четверостишья.
Творческая работа «Эскиз». Обучающиеся делает эскизы национальных костюмов и национальных игрушек. Оценивается замысел и красота эскиза.
Творческая работа «Викторина «Юный краевед». Каждому обучающемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной край». Оценивается количество вопросов, отражающих краеведение родного края (традиции и культура, ремесла и пр.)
Диагностическая карта
оценки творческой и исполнительной активности учащихся
№ Ф.И. ребенка Творческая работа «Ребус» Творческая работа «Кроссворд» Творческая работа «Загадки, стихи, сочинения» Творческая работа «Эскиз» Творческая работа «Викторина «Мой родной край»
Итого: Критерии оценивания
Кри-
Терии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Понимание задания Готовое задание демонстрирует точное понимание целей и задач по выполнению. Знает правила, может самостоятельно поставить цель по выполнению задания. Умение связывать теорию с практикой
Выполнение задания Оцениваются работы, выполненные в различных направлениях; выводы аргументированы; вся используемая информация имеет непосредственное отношение к теме.
Интересуется историей родного края, задает вопросы. Способен самостоятельно действовать.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций. Точная подборка информации; полные ответы на вопросы; может объективно оценить или проанализировать подготовленный доклад или презентацию.Способность самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Случайная подборка информации; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать выполненное задание.
Выполнение задания только при помощи педагога или товарищей, не способен действовать самостоятельно.
Результат работы Имеет представление о географическом расположении Оренбургской области, может самостоятельно показать ее на карте. Может рассказать о географических особенностях. Владеет знаниями о национальном составе жителей области, их культуре, обычаях, традициях, жилище и быте. Проявляет интерес к национальным традициям и праздникам.Четкое и логичное представление готового задания; вся информация имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо сформулирована. Демонстрируется критический анализ и оценка готового задания. Имеет представление и может с помощью педагога показать на карте Оренбургскую область. Владеет знаниями о национальном составе жителей области, их культуре, обычаях, традициях, жилище и быте. Точность выполнения готового задания. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка задания. Работа похожа на другие ученические работы.
Не может рассказать о географическом расположении Оренбургской области. Не владеет знаниями о национальном составе жителей области, их культуре, обычаях, традициях, жилище и быте. Задание выполнено неточно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы по подготовке задания. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося. Демонстрируется одна точка зрения на проблему по подготовке задания; проводятся сравнения, но не делаются выводы. Обучающийся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой.
Критерии оценивания практических изделий
Кри-
Терии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Понимание задания Работа демонстрирует точное понимание задания. Знает правила, может самостоятельно поставить цель по выполнению задания. Умение связывать теорию с практикой
Выполнение задания Оцениваются работы, выполненные по различным технологиям; выводы аргументированы; все используемые материалы имеют непосредственное отношение к теме; используется информация из источников. Точная подборка материалов; полные ответы на вопросы; может объективно оценить или проанализировать изготовленные детали. Случайная подборка материалов; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать изготовленные детали.
Результат работы Четкое и логичное представление готового изделия; вся работа по изготовлению деталей имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо сконструирована и декорирована. Демонстрируется критический анализ и оценка готового изделия. Точность изготовленного изделия; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка изделия. Работа похожа на другие ученические работы. Изделие внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы по техпроцессу изготовления изделия.
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы по изготовлению изделия. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося. Демонстрируется одна точка зрения на проблему по изготовлению изделия; проводятся сравнения, но не делаются выводы. Обучающийся просто копирует изделие из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой.
5. Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Основной формой обучения в объединении является занятие. На занятиях используются различные методы обучения:
– словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
– наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, картами);
– работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему);
– практическая работа.
Для успешной реализации программы необходимо внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения, ставящих обучающихся в позицию субъекта деятельности.
На разных этапах обучения применяются формы, методы и приемы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
наглядности.
6. Литература
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
Письмо Минобразования РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 № 06-1844.
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Болодурин, В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735–1940)./ В.С. Болодурин – Оренбург: Оренбург. Книжное издательство, 2001. – 315 с.
Злобин, Ю.П., Поляков, А.Н. История Оренбургская: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч. Часть 1: С древнейших времен до 1920 года/Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков –Оренбург: Оренбургское литературное агентство «ОРЛИТ-А» ,2008. – 224 с.
Колесникова, В.А. Культурно-художественная жизнь в Оренбургской губернии во второй половине 19 – начале 20 веков/ В.А.Колесникова. – Оренбург, 2003. – 25 с.
Муромцева, С.М. Место эвакуации – Чкаловская область/ С.М. Муромцева–Оренбург: Печатный дом «Димур», 2010. – 312 с.
Прусс, А Рассказы по истории Оренбуржья/ А. Прусс–Оренбург:Оренбургское книжное издательство,2003. – 80 с.
Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.)/ Н.И.Сайгин – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2011. – 480 с.
Тюлюлюкин, Е.Ф.Российские немцы в истории Оренбуржья (конец XIX-XX вв.)/ Е.ФТюлюлюкин.–Оренбург: Пресса, 2006. – 194 с.
Чибилёв, А. А. Оренбуржье – край благословенный / А. А.Чибилёв – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2008. – 256 с.
http://smartnews56.ruhttp://kraeved.opck.org/kraevedenie/http://orenobl.ruhttp://obraz56.ruhttp://worldgeo.ru
Приложение 1Воспитание и социализация обучающихся
через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Наш дом - Оренбуржье»
Направление воспитательной деятельности Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) Название мероприятия,
темы занятия, выполняемых действий Форма проведения Социальное партнерство Планируемый результат
1. Гражданско-патриотическое формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к Оренбуржью и малой родине Тема 2. История образования Оренбургской области.
Тема 3.Национальные традиции и обряды:
1. Изготовление атрибутики для проведения обряда завершения посевной и сбора урожая.
2. Проведение обряда завершения посевной и сбора урожая.
Тема 6. Национальные праздники.
1. Просмотр презентации «Национальные праздники и обычаи народов Оренбуржья».
2. Составление календаря сезонных праздников.
3. Разучивание песен, потешек, частушек.
4. Подготовка и проведение праздника«Святки».
5. Промежуточный контроль: создание презентации на тему «Святки».
Тема 7. Национальные ремесла и промыслы.
1. Создание эскиза готового изделия (по выбору обучающегося).
2. Характеристика предложенных материалов (цвет и оформление) для его изготовления.
Тема 10. Национальные игры.
1. Изготовление атрибутики для проведения игр.
Беседа «История образования Оренбургской области»
Беседа «Национальности жителей области»
Беседа «Национальные традиции и обряды народов Оренбуржья, атрибутика обряда, сезонность»
Проведение обряда завершения посевной и сбора урожая.
Беседа «История возникновения национальных праздников». Беседа «Традиции, обычаи, атрибутика праздников, фольклор».
Праздник
Беседа «Ремесло и промысел. Определения и разновидности»
Беседа «Современные ремёсла и промыслы». Беседа «Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии». Беседа «Разновидности национальных игр». Беседа «Игры для улицы и помещения». Беседа «Атрибутика для проведения игр».
Фестиваль национальных игр. Краеведческий музей, библиотека им. Л.Н. Толстого сформированные ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к Оренбуржью и малой родине
2. Нравственное и духовное воспитание формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур Тема 3.Национальные традиции и обряды:
1. Изготовление атрибутики для проведения обряда завершения посевной и сбора урожая.
Тема 4. Национальный костюм.
1.Презентация «Национальные костюмы народов Оренбуржья».
2.Создание эскиза национального костюма (по выбору обучающегося).
Тема 6. Национальные праздники.
1. Просмотр презентации «Национальные праздники и обычаи народов Оренбуржья».
2. Составление календаря сезонных праздников.
3. Разучивание песен, потешек, частушек.
4. Подготовка и проведение праздника«Святки».
5. Промежуточный контроль: создание презентации на тему «Святки».
Тема 7. Национальные ремесла и промыслы.
1. Создание эскиза готового изделия (по выбору обучающегося).
2. Характеристика предложенных материалов (цвет и оформление) для его изготовления.
Тема 9. Национальные игрушки.
1.Создание эскиза готового изделия. 2.Изготовление игрушки (по выбору обучающихся).
Тема 10. Национальные игры.
1. Изготовление атрибутики для проведения игр.
2.Фестиваль национальных игр. Беседа «Национальные традиции и обряды народов Оренбуржья, атрибутика обряда, сезонность»
Проведение обряда завершения посевной и сбора урожая.
Беседа «Особенности национальных костюмов народов Оренбуржья». Беседа «Специфика национальной культуры и национального костюма»
Национальный орнамент в одежде и архитектуре»Беседа «История возникновения национальных праздников». Беседа «Традиции, обычаи, атрибутика праздников, фольклор».
Праздник
Беседа «Ремесло и промысел. Определения и разновидности»
Беседа «Современные ремёсла и промыслы». Беседа «Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии».
Беседа «История возникновения и разновидности национальных игрушек, их значение». Беседа «Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини?»
Беседа «Разновидности национальных игр». Беседа «Игры для улицы и помещения». Беседа «Атрибутика для проведения игр». Краеведческий музей и библиотека им. Л.Н. Толстого
сформированное представление о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности Тема 5. Изготовление аксессуаров национальных костюмов
1.Характеристика предложенных материалов (цвет и оформление), аукцион идей по использованию того или иного материала. 2.Создание эскиза готового изделия (подвески, бусы, браслеты, пояса, головные уборы).
3.Изготовление аксессуара национального костюма (по выбору обучающихся).
4.Обработка готовых изделий допустимыми способами.
Тема 7. Национальные ремесла и промыслы.
1. Создание эскиза готового изделия (по выбору обучающегося).
2. Характеристика предложенных материалов (цвет и оформление) для его изготовления.
Тема 8. Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел
1.Создание эскиза готового изделия. 2.Изготовление оберега (по выбору обучающихся).
Тема 9. Национальные игрушки.
1.Создание эскиза готового изделия. 2.Изготовление игрушки (по выбору обучающихся).
Беседа «Общие сведения о способах изготовления и назначении определенных аксессуаров национального костюма». Беседа «Краткая характеристика материалов и их свойств, используемых в работе».
Беседа «Ремесло и промысел. Определения и разновидности»
Беседа «Современные ремёсла и промыслы».
Беседа «Многообразие оберегов, их значении. Способы изготовления».
Беседа «Характеристика предложенных материалов для изготовления оберега, их значение».
Беседа «История возникновения и разновидности национальных игрушек, их значение». Беседа «Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини?»
Краеведческий музей и библиотека им. Л.Н. Толстого
сформированные представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности
4. Интеллектуальное воспитание формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и в ходе проведения конкурсов и выставок Тема 5. Изготовление аксессуаров национальных костюмов:
Изготовление аксессуара национального костюма (по выбору обучающихся).
Тема 8. Изготовление предметов быта и оберегов в технике национальных ремесел:
Изготовление оберега (по выбору обучающихся).
Тема 9. Национальные игрушки:
Изготовление игрушки (по выбору обучающихся).
Выставки: «Мастерская Деда Мороза», «Мастера и подмастерья», «Золушка», «Пасхальный перезвон»
МБУДО г. Бузулука «ЦДТ «Радуга» сформированные представления о возможностях интеллектуальной деятельности
5. Здоровьесберегающее воспитание формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье «Упражнения для глаз», «Упражнения для рук», «Упражнения для спины» Физкультминутки на занятиях
сформированная культура здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание формирование представлений о «толерантности», «миролюбии» «гражданском согласии», «экстремизме», «терроризме», «фанатизме». «Об опасности терроризма, экстремизма»
Тема 2. История образования Оренбургской области.
Беседа по плану УО
Беседа «История образования Оренбургской области»
Беседа «Национальности жителей области»
УО
сформированные представления о «толерантности», «миролюбии» «гражданском согласии», «экстремизме», «терроризме», «фанатизме».
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры Тема 1. «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Наш дом - Оренбуржье»
1.Коммуникативные игры на знакомство. 2.Презентация «Наш дом – Оренбуржье».
Беседа «Культура поведения»
сформированы представления о общечеловеческой и национальной культурах
8. Воспитание семейных ценностей формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни Тема 6. Национальные праздники.
1. Просмотр презентации «Национальные праздники и обычаи народов Оренбуржья».
2. Составление календаря сезонных праздников.
3. Разучивание песен, потешек, частушек.
4. Подготовка и проведение праздника«Святки».
«О профилактике вредных привычек»,
«О вреде курения, алкоголизма, наркомании»,
«О ценности жизни» Беседа «История возникновения национальных праздников». Беседа «Традиции, обычаи, атрибутика праздников, фольклор».
Беседа по плану УО Краеведческий музей и библиотека им. Л.Н. Толстого
УО сформированые ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
9. Формирование коммуникативной культуры формирование межличностной, межкультурной коммуникации; ответственного отношения к слову как к поступку Тема 1. «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Наш дом– Оренбуржье»
1.Коммуникативные игры на знакомство
Беседа «Культура поведения»
сформированные межличностные, межкультурные коммуникации; ответственного отношения к слову как к поступку
10. Экологическое воспитание формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты «Правила поведения на дорогах, у водоемов»;
«Пожарная безопасность» Беседа по плану УО
Беседа по плану УО УО
УО сформированные ценностные отношения к природе, к окружающей среде региона