Формирование патриотизма у школьников, через туристско-краеведческую деятельность

Формирование патриотизма у школьников, через
туристско-краеведческую деятельность.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения требуют поиска и создания более эффективных систем воспитательной работы в школе. Одним из направлений воспитательной работы школы является гражданское и патриотическое воспитание.
Президент республики Н.А.Назарбаев в своем выступлении на съезде работников образования и науки Республики Казахстан сказал: « воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей».
Нет и не было государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Он становится источником силы, единства народа и целостности государства. Патриотизм, любовь к Родине мобилизуют граждан на решение важнейших государственных задач.
Решение стоящих задач требует повышения качества и эффективности воспитательной работы в школе, особенно воспитания гражданственности и патриотизма у школьников. Важное место в деле воспитания молодежи нашей республики, полноценной боевой и нравственной закалки защитников Отечества, в привитии им чувства ответственности за судьбу страны, за безопасность молодого суверенного государства занимает военно-патриотическое воспитание.
Отсюда возникла идея создания кадетских классов в общеобразовательной школе. В рамках патриотического воспитания учащихся на базе средней школы № 25 г.Астаны была открыта экспериментальная площадка специализированный кадетский класс «Юный воин» на основании приказа Департамента образования № 361 от 7 октября 2002 года.
Задача военно-патриотического воспитания как формы обязательной подготовки к военной службе преследует конечный результат – готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность их мобилизации в экстремальных условиях.
Проблема развития личности, самосознания, самоопределения, профессиональной ориентации, также является актуальной в настоящее время. В воспитательной системе кадетских классов данная проблема находит различные способы реализации и воплощается в раскрытии растущего человека, при которых он способен творчески проявлять себя посредством вовлечения в общественно полезную деятельность.

Основой формирования казахстанского патриотизма является обеспечение государством и всеми гражданами достойных условий экономической жизни и безопасности.
В системе внеклассной работы важное место должно занимать изучение родного края. У учащихся школы надо сформировать знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и живут, с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Эти представления и чувства расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к своему родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со школой, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.
Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности и поведения. Поэтому необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.
Для этого используются следующие виды деятельности:

· организация общественно-полезной деятельности школьников, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели , работа на пришкольном участке – развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют активное гражданское отношение к окружающей действительности;

· деятельность учащихся, направленная на охрану природы родного края – посадка и уход за зелеными насаждениями, оказание помощи в поддержании чистоты и порядка на улицах и в скверах;

· туристско-краеведческая работа;

· поисковая работа учащихся – сбор материалов о названиях близлежащих улиц и отдельных районов города, о героях, учившихся в нашей школе.

Особенности воспитательной системы кадетских классов общеобразовательной школы.
Спортивно-оздоровительное
Значительное место в программе кадетских классов отводится общей и специальной физической подготовке. Физическое воспитание состоит из следующих дисциплин:
- общая физическая подготовка – занятия военно-прикладными видами спорта;
- плавание;
- силовая подготовка;
- туризм.
Физическое воспитание - это база для совершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и т.д. Хорошая физическая подготовка является основным критерием в профессии военного, способствует успешному прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан и нацеливает на ведение здорового образа жизни.
Общая физическая подготовка строится на основе программы по физической культуре средней школы + туризм +спортивное ориентирование. Спортивное ориентирование предполагает знание топографических знаков, умение составлять топографическую карту и по ней ориентироваться на местности, участие в соревнованиях по этому виду спорта.
Туризм одно из направлений воспитательной работы в кадетских классах. Данное направление многогранно. С одной стороны, оно вырабатывает эстетический вкус, расширяет кругозор. С другой стороны, способствует приобретению выносливости, практических навыков действий в экстремальных ситуациях, вырабатывает умение групповой и командной работы, сплачивает коллектив. Благодаря этому направлению работы совершенствуется физическая подготовка и укрепляется здоровье учащихся, что является обязательным критерием в профессии военного, способствует успешному прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В течение трех лет, начиная с пятого класса, учащиеся кадетских классов проходили туристическую подготовку в туристском лагере «Батыр» Ерейментауского района Акмолинской области под руководством опытных инструкторов по туризму и классных руководителей. А также международном лагере по спортивному ориентированию в Боровом.
Основными целями и задачами туристической подготовки являются:
- привлечение детей к регулярным занятиям туризмом и краеведением;
- обучение детей основам туристского быта, правилам поведения в походе;
- знакомство с элементами туристской техники, топографии и ориентирования, с историей, природой, культурой края;
- организация интересного досуга; оздоровление и закаливание детей.

Содержание туриcко - краеведческой подготовки.
Организация и поддержание туристского полевого быта.
Кадеты должны знать:
- основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
- принципы отбора продуктов для туристского похода;
- специфику организации питания в туристском походе и полевом лагере;
- порядок приготовления пищи на костре;
- простейшие способы очистки воды.
Кадеты должны уметь:
- правильно планировать место бивака и организовать оптимальную последовательность бивачных работ;
- быстро разводить костер;
- составлять меню для однодневного похода и похода с ночлегами в полевых условиях;
- определять на основании меню список необходимых продуктов;
- готовить на костре качественную пищу;
- грамотно (технически безопасно) работать топором и пилой;
- заготавливать, перерабатывать, хранить дрова и растопку;
- набирать воду для приготовления пищи и мыть посуду;
- устанавливать и снимать палатку, организовывать ночлег в палатке;
2. Личное и групповое снаряжение. Кадеты должны знать:
- требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению.
Кадеты должны уметь
- составлять перечни личного и группового снаряжения для похода, полевого лагеря в различных сезонных и метеорологических условиях;
- укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.
3. Ориентирование. Кадеты должны знать:
- понятие карты и условных знаков карт, масштаба карты;
- устройство и правила пользования компасом.
Кадеты должны уметь:
- определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;
- определять азимуты на заданные ориентиры;
- ориентировать карту при помощи компаса;
- определять расстояние по карте.
4. Медицинская подготовка. Кадеты должны знать:
- основные приемы оказания медицинской помощи в полевых условиях;
- приемы профилактики потертостей, наминов;
- способы транспортировки пострадавшего.
Кадеты должны уметь:
- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при потертостях, порезах, обморожениях, ожогах и др. заболеваний и травмах, типичных для походных условий.
Физическая и маршевая подготовка. Кадеты должны знать:
- специфику физической подготовки к туристским походам.
Кадеты должны уметь:
- ходить в туристском строю, соблюдая установленный темп, интервал и порядок движения.
Техника индивидуального и коллективного преодоления
естественных препятствий. Кадеты должны уметь:
- передвигаться по лесу с густым подлеском, кустарнику, мокрому грунту, травянистым склонам;
- переправляться через реку или заболоченный участок.
Природные и культурно-исторические достопримечательности региона.
Кадеты должны знать:
- природные и культурно-исторические особенности родного края, района проведения полевого лагеря;
- общую характеристику туристских возможностей родного края;
- основные охраняемые растения и животные родного края;
- основные правила поведения на природе;
- экологические требования к выбору маршрутов, мест привалов и мест для организации ночлегов.
Наблюдения в природной среде. Кадет должен знать:
- виды и способы наблюдений и исследования на маршруте, в полевом лагере;
- способы фиксации результатов наблюдений (дневники, фото, видеосъемка, зарисовки);
- основные признаки изменения природы.
Кадет должен уметь:
- вести походный дневник;
- проводить метеорологические наблюдения.

Результаты воспитательной работы в кадетских классах.
Туризм
Туристическая подготовка ежегодно походит летом в течение 15 дней. Дети живут в палатках, заготавливают дрова для костра, готовят сами себе пищу под руководством опытных инструкторов и воспитателей.
За время прохождения туристической подготовки дети осваивают туристические навыки:
- ставить и разбирать палатки;
- разводить костер в условиях любой погоды;
- готовить пищу на костре;
- вязать туристские узлы;
- распознавать топографические знаки и составлять карту местности;
- подниматься по искусственному скалодрому;
- преодолевать естественный рельеф;
- петь песни под гитару.
В туристическом лагере «Батыр» проводилось много различных конкурсов и соревнований. Дети участвовали в конкурсах поделок из природного материала, приготовлении туристических блюд, викторинах «Знаешь ли ты свой край»? Приняли участие в различных соревнованиях по пионерболу, футболу, метанию гранаты, беге на 60 метров, кроссе на 500 и 1000 метров, армрестлингу, пулевой стрельбе, шашкам и шахматам, спортивному ориентированию, туристской полосе препятствий.
Результатом этого стало то, что уже в пятом классе 22 учащихся получили удостоверение «Юный турист Казахстана». В шестом классе все учащиеся получили удостоверение «Юный турист Казахстана». Ежегодно кадеты принимают участие в городской туристской эстафете, посвященной дню защите детей 1 июня и занимают призовые места.
Учащиеся кадетских классов ежегодно участвуют в региональных соревнованиях по скалолазанию, в открытом слете туристов «Золотая Осень», проводимого под девизом «Туризм без наркотиков». Результаты:
- в 2006 году заняли третье место;
- в 2008 году заняли первое место.
Вот уже седьмой год наши кадеты активно участвуют во всех городских, региональных, республиканских, международных соревнованиях по спортивному ориентированию и занимают призовые места. 22 кадета имеют разряды от 3 юношеского до 1 взрослого. Двое входят в республиканскую сборную. Результатом постоянных тренировок и получения множества наград стало поступление наших двух кадетов в спортивную школу в г.Ридер.

Туристско-краеведческая деятельность
Третий год кадеты участвуют в городских конкурсах организаторами, которых является Управление образования г.Астаны, Станция юных туристов:
- «Я –Астанчанин», посвященного Дню независимости Республики Казахстан. Исследовательский проект школьников, связанный с изучением историко-культурного наследия, экологических проблем нашего родного города. Проект должен быть выполнен по результатам туристско-краеведческой деятельности (экскурсия, поход выходного дня, поход, экспедиция). В нашей школе ведется работа на тему: «Афганистан наша память и боль» и результатом нашей работы стало первое место по городу Астане.
- Эталонный маршрут «Проспектами Победы». На конкурс должны быть представлены проекты, разработанные в ходе туристско-краеведческой деятельности: экскурсий и походов по родному городу. Пройденный маршрут, проекты и прилагаемые материалы должны отражать тематику данного конкурса. Маршруты должны проходить по проспектам, улицам, переулкам, названия которых связаны с историческими фактами: победой в Великой Отечественной войне, с именами героев и участников. Кадеты ответственно относятся к даной теме. Сами составили маршрут и собрали материал по каждому историческому памятнику, встречаясь с ветеранами ВОВ.
Большое значение отводится в работе кадетских классов ранней профориентации. На сегодняшний день 9 учащихся, поступивших в вузы и колледжи, учатся на факультете - туризм
Строительство нового государства требует неустанного повышения роли воспитания подрастающего поколения.
Большая ответственность в этом деле возлагается на общеобразовательную школу, которой принадлежит ведущая роль вооружения учащихся знаниями, формировании у них высоких нравственных качеств и гражданско-патриотических чувств. От эффективности работы школы во многом зависит уровень подготовки молодёжи к выполнению воинского долга. В последнее время государство уделяет огромное внимание вопросу обучения и воспитанию молодёжи.
В свою очередь, это требует создания системы патриотического воспитания граждан и пути её развития.


15